Изображая «сердечное согласие» с Пекином, нынешняя Москва переигрывает. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), совместные учения военных (русских и китайских прежде всего) - это, конечно, хорошо. И общее противостояние попыткам Соединенных Штатов распространить свое влияние на страны Средней Азии - тоже. Но только вот не расчистим ли мы тем самым дорогу Китаю?

Опасения наши небеспочвенны. Пока что Москва идет по линии наименьших усилий: не выстраивая четкой стратегии в отношении Средней Азии, не создавая мощные очаги развития на юге Сибири и Дальнем Востоке, власти РФ ограничиваются всяческими «шоу». Вроде совместных военных учений. Последствия сего могут быть для РФ весьма печальными. Вплоть до потери южной Сибири и Приморья.

Опасные сценарии

Посмотрим на сценарий учений «Мирная миссия-2007», что в августе прошли сначала в китайском Урумчи (штабная стадия) и на полигоне Чебаркуль в Челябинской области (собственно, полевая стадия). Итак, по легенде группы экстремистов-террористов захватывают власть в городе какой-нибудь среднеазиатской страны. Соединенный контингент стран ШОС (в основном - русские и китайские части) освобождают город с применением артиллерии и авиации. А затем специальные жандармские части (на Чебаркуле - бойцы Главного управления исполнения наказаний РФ, наследники особых частей Внутренних войск МВД СССР) отлавливают уцелевших мятежников.

Формально все отлично: США для проникновения в регион норовят использовать исламский вариант «цветных революций», играть на национал-сепаратизме. В самом деле, КНР опасается за исламский СУАР - Синцзян-Уйгурский автономный район с центром в Урумчи. А Москва и нынешние правительства республик Средней Азии боятся либо восстаний (узбекский Андижан в 2005 году), либо «цветной революции» (Киргизия тогда же). Военная часть ШОС превращается в некий аналог контрреволюционного «Священного союза» русского, австрийского и прусского монархов после победы над Наполеоном.

Но посмотрим на вещи с иной стороны. Допустим, в Киргизии профинансированные из Америки группировки поднимают мятеж. На помощь властям республики приходят совместные контингенты. Китай вводит свои войска в Киргизию - и не спешит их выводить. Он фактически берет республику под контроль. Начинает масштабную экономическую помощь Бишкеку. Эники-беники - и вот уже в Киргизии появились китайские военные базы вместо американских. И что, Москва начнет по этому поводу войну с КНР? Нет – молча проглотит свершившийся факт расширения Китайской империи.

Кутёж или дело?

Кто сказал, что проблема сепаратизма в РФ сосредоточена только на Северном Кавказе и в Поволжье? Растет сепаратизм на востоке России, на юге сибирских территорий. В Горном Алтае, Туве, Бурятии. Там уже откровенно тянутся к Китаю. Всем видно, как на месте мощного и развитого СССР возникла сырьевая, слаборазвитая РФ. И теперь Желтый дракон, превосходя её по всем статьям, только фактом своего существования начинает притягивать к себе многие территории Росфедерации. Глядите, мол: китайцы не на нефти и газе мощь строят, они поднимаются на бурном развитии промышленности. Многие считают: брошенную русскими Монголию Китай взял под крыло, активно осваивает ее, строит в Улан-Баторе громадные здания. Вот бы сделать в Туве и Бурятии тоже самое!

Так думают сегодня многие в национальных республиках юга Сибири. Причем китайцы умело поддерживают такие настроения. Они возят тувинскую, бурятскую и горно-алтайскую интеллигенцию к себе, щедро поят-кормят ее на банкетах, показывают ей великолепие поднимающихся китайских мегаполисов. Посмотрите: Москва теперь - просто деревня по сравнению с Пекином и Шанхаем. (Причем деревня самодовольная и ограниченная). Картины современных Пекина и Шанхая действуют на приезжающих так же, как виды Константинополя времен расцвета Византийской империи - на вождей варварских племен, или как сталинское великолепие Москвы - на гостей из неразвитой глубинки в тридцатые годы.

И вот итог: когда Туве предложили проложить железнодорожную ветку из Красноярского края на столицу республики, Кызыл, создав сообщение республики с остальной РФ через Саянский хребет, тамошние власти ответили: мы, дескать, еще подумаем, откуда нужно тянуть железнодорожную ветку. Может, лучше из Китая?

Могли, но не сделали

Уже давно ясно: чтобы удержать Сибирь и Дальний Восток, чтобы играть с Китаем на равных, русским нужно создать в этих землях несколько центров развития, сопоставимых по богатству с Москвой. Здесь, как давно предлагают столице энтузиасты из общественных движений, нужно строить новый космодром - и целый инновационно-высокотехнологичный кластер вокруг него. С предприятиями новейшего станкостроения, со своими «кремниевыми долинами», с производством ракет-носителей и новых космических кораблей в Комсомольске-на-Амуре. С техноэкополисами, с «островами будущего», с целыми «коридорами развития» на основе перспективных транспортных маршрутов. С новой энергетикой. С кроссполярными авиатрассами. С железнодорожным мостом на Сахалин. С новой промышленностью для эксплуатации морских биоресурсов. С новым флотом. И так далее.

В Бурятии еще в 2001 году выдвигались планы превращения региона в модельную территорию поистине ноосферного развития: с альтернативной энергетикой, перспективными производствами, с новыми технологиями строительства и жилищно-коммунальной сферы. В 2001-м же тогдашний глава «Калмнефти» Владимир Болдырев высказывал мысль о том, что в автономных республиках «буддийского пояса» (Калмыкии, Горном Алтае, Бурятии, Туве) нужно создавать «полигоны будущего», делая их оффшорами для размещения здесь производств на новейших технологиях - и тем самым создать альтерантиву китайской модели развития.

Но эти планы в Москве упорно замечать не хотели и не хотят.

Печальная статистика

По свидетельству председателя Движения развития Юрия Крупнова, на деле делается все, чтобы РФ потеряла свои пространства за Уралом и по побережью Тихого океана. Так, расходы для проживающих в Дальневосточном федеральном округе по минимальному набору продуктов питания, величине прожиточного минимума и оплате жилищно–коммунальных услуг - от 2,2 до 4,8 раз выше, чем в среднем по федерации. При этом главной причиной высоких расходов на жилищно-коммунальные услуги является неудержимый рост тарифов на электроэнергию и тепло, которые на данный момент соответственно в 1,7 и 2,2 раза выше среднероссийских. В то же время, средняя заработная плата в Дальневосточном федеральном округе превышает среднероссийскую лишь в 1,3 раза. Районные коэффициенты (составляют от 1,2 до 2 раз) и надбавки за стаж на Севере (составляют от 1,3 до 1,8 раз) выплачиваются только в государственном секторе экономики. Они не вносят решающего вклада в увеличение заработной платы граждан в целом.

Существенную роль в снижении привлекательности Дальнего Востока играет и практическая оторванность его населения от жизни «Большой Земли». Это обусловлено не только гигантскими расстояниями, но и высокими тарифами на транспортные перевозки. Они-то в настоящее время более чем в 3 раза выше тех, что были в 1950-80-е годы прошлого века. Ведь тогда, в СССР, стоимость авиабилета составляла менее трети от средней месячной заработной платы. А сегодня его цена превышает размер заработка вдвое-втрое! Важно отметить и общую неустойчивость жизни на Дальнем Востоке, отсутствие социальных и иных гарантий, общий неблагоприятный фон от высокой смертности и низкой рождаемости, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Начиная с 1989 г., численность уезжающих с Дальнего Востока абсолютно превышает численность приезжающих сюда. Он имеет устойчивое отрицательное миграционное сальдо. За последние 10 лет потеря собственного населения Дальнего Востока составила почти 1 миллион человек (при общей численности населения на 2002 г. - 6,5 млн. душ. То есть, оттуда сбежало более 12 % населения). Причем темпы сокращения населения Дальнего Востока почти вчетверо выше, чем по стране в целом. В результате плотность населения на 1 кв. км в Центральном федеральном округе составляет 57,7 человек, а в Дальневосточном — 1,1 человек. Немаловажно, что население Дальнего Востока стало убывать впервые со времени освоения его русскими, причем это происходит не только на севере, но и в южных районах Дальнего Востока с оптимальным климатом.

Армия завоевателей

Управляя страной, нужно заглядывать в будущее. Китай - вероятный агрессор в среднесрочной перспективе. Ему будут необходимы завоевательные войны ради овладения новым жизненным пространством, ради получения источников сырья.

Дело в том, что с начала 1980-х в КНР проводилась политика: «Одна семья - один ребенок». Особенно в городах. Но китайский менталитет требует продолжения рода, обзаведения сыном. И вот китайские семьи пошли к ультразвуковым диагностам, определяя пол будущего ребенка. Если зондаж показывал девочку, то женщине делался аборт - и китайцы повторяли попытку до тех пор, пока не зачинался мальчик.

Теперь в Китае появляется целое поколение молодых и здоровых мужчин. Потенциальная армия завоевателей. Им трудно найти себе жен. Действительность предлагает им работу с нищенской зарплатой. Они неудовлетворены во всех смыслах. Они - пассионарный, взрывоопасный материал. Вопрос стоит так: либо правители Китая введут пассионарность этих мужчин в нужное русло, либо сей горючий материал приведет Китай к новой гражданской войне и распаду. В Китае царит геронтократия, здесь властвуют старцы - а потому молодежь, не в силах пробиться к рычагам управления страной, склонна к бунту и насилию.

На все это накладываются проблемы острой нехватки пресной воды в КНР и дефицита энергоносителей. Достаточно сказать, что с 2006 года Китай впервые в своей истории превратился в импортера угля. До того он его вывозил на внешний рынок. И это тоже подталкивает Пекин к экспансии силой оружия. К созданию армии Великого похода численностью в пару десятков миллионов пассионариев. И не когда-нибудь - а уже к концу 2010-х и в 2020-х годах.

А куда направится возможная китайская агрессия? На захват Тайваня? Конечно. Воссоединение расколотой в 1949 г. родины - дело святое. Но Тайвань беден по части природных ресурсов. А там, за Амуром, есть и незаселенные территории, и лес, и жирные угли, и невообразимые гидроресурсы, и вся таблица Менделеева в недрах. И рыба с морепродуктами. И нефть с газом. Естественный выход для КНР - двигаться не на Тайвань, а на север, в русские края.

Говорить о том, что Китай тысячи лет не выходил за свои пределы - успокоение для глупцов. Китай тысячи лет не летал в космос - а вот полетел.

Все когда-нибудь случается впервые.

Хватит быть «младшим партнером»!

Сегодня, дружа с КНР, Москва должна помнить: китайцы - потенциальные противники. Не менее опасные, чем США и НАТО.

Чтобы союз был плодотворным, Росфедерации нужны несколько ключевых свершений.

Первое - стратегия (причем выполняемая!) амбициозного, высокотехнологичного, супериндустриального развития Сибири и Дальнего Востока.

Второе - стратегия нового освоения Средней Азии. Скорее всего - с «водной гегемонией», с переброской туда 5 процентов стока великих сибирских рек в обмен на жесткие условия лояльности России и платы за воду ценными природными ископаемыми. Причем ни Запад, ни Китай не могут дать воды Туркестану. Неоткуда им ее взять.

Третье - создание русских суперсовременных военных сил. С мобильными частями и высокоточным оружием, с сильными РУКами (разведывательно-ударными комплексами). С оружием вообще на новых принципах. Так, чтобы сдерживать и США, и Китай.

Четвертое: нужна стратегия опережающего развития всей страны.

Сделаем сие - перестанем быть вечными «младшими партнерами» то у Запада, то у китайцев. Станем мировой силой. Новой сверхдержавой.

Ну, а пока... Пока все идет по плохому сценарию. Чебаркульскому...


Максим Калашников

Источник