В последние полгода Русская Православная Церковь и чувства верующих превратились в руках кремлевских пиарщиков в такую же разменную монету как темы «патриотизма» или «героизма советского народа в Великую Отечественную войну».


И дело уже вовсе не ограничивается посещениями первыми лицами страны храмов в дни церковных праздников, призванными продемонстрировать телезрителям верность нынешних «власть имущих» - почти поголовно, кстати, членов КПСС с многолетним стажем – традициям народа русского и «вере дедов наших».

В последнее время РПЦ все чаще цинично используется Кремлем  для решения своих собственных задач.

Предвыборная операция «Пояс Богородицы»

Начало активному использованию РПЦ кремлевскими пиарщиками было положено осенью 2011 г., когда в предвыборную Россию привезли часть пояса Богородицы, хранящуюся в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон в Греции. В государственных СМИ разразилась массированная рекламная кампания, вызвавшая у населения небывалый ажиотаж, сравнимый только с временами эпохи представлений Кашпировского или раннего Мавроди.

Телезрители всей страны увидели, как в аэропорту Пулково пояс встретили «национальный лидер», губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко, вице-премьер Д. Козак и ряд других официальных лиц и священнослужителей.

В период с 20 октября по 28 ноября пояс побывал в 14 городах России  и Серафимо-Дивеевском монастыре; по официальным данным ему поклонились более 3 млн. человек. Наибольшее количество верующих – до 800 тыс. человек - поклонилось поясу в Москве. Максимальное время прохождение очереди в Храм Христа Спасителя составляло почти 26 часов.

При этом, абсолютное большинство паломников просто не знали, что частица того же пояса с начала XX века находится в храме Илии Пророка Обыденного, находящегося на расстоянии 300 метров от ХХС. Интересно, что в этом храме пояс вовсе не считается главной святыней храма, функцию которой выполняет список иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». После убытия пояса в Грецию интерес у общественности к святыне несколько угас – по крайней мере, никаких очередей в храм Илии Пророка Обыденного не наблюдалось и не наблюдается ныне…

Эпоха массовых протестов

Массовые фальсификации на парламентских выборах пробудили граждан нашей страны от многолетней политической спячки. Россию начали сотрясать массовые акции протеста, в которых приняли участие сотни тысяч человек.

В качестве противодействия Кремль начал организовывать собственные митинги, свозя автобусами десятки тысяч бюджетников и работников крупных предприятий, принадлежащих близким к Кремлю предпринимателям. Главными темами путингов стали «патриотизм» и«безальтернативность национального лидера». 

Вблизи все эти митинги выглядели очень жалко, однако, благодаря талантам работников  государственных телеканалов, у телезрителей создавалось впечатление того, что у «национального лидера» некая социальная база все-таки имеется…

При этом кремлевские пиарщики неустанно занимались сотворением мифа о противостоянии «трудового народа и зажравшихся москвичей», основными глашатаями которого стали глава предвыборного штаба «национального лидера» С. Говорухин и токарь-депутат В. Трапезников.


Параллельно Кремль начал разыгрывать карты русского национализма и православия.

Для разработки темы национализма был предпринят ряд мер:

  • 23-го декабря из Брюсселя был экстренно вызван и назначен вице-премьером Д. Рогозин, пользующийся авторитетом у части националистов;
  • 19-го января В. Путин встретился с представителями организаций футбольных болельщиков, в среде которых широко распространены правые взгляды.
  • 23-го января вышла статья В. Путина о национальном вопросе, в которой кандидат в президенты заявил о том, что русский народ является государствообразующим. Если кто не знает, именно признания такого статуса русского народа на протяжении многих лет требовали русские националистические организации.
  • Д. Рогозин спешно организовал Добровольческое движение ОНФ в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса, должное - по замыслам кремлевских пиарщиков – стать местом объединения представителей националистических организаций.

Несмотря на потуги Кремля, ни одна крупная националистическая организация не стала сотрудничать с режимом. Соответственно, роль защитников Отчизны и «национального лидера» и впредь были вынуждены играть перед избирателями «русские патриоты кремлевского разлива» типа Сергея Ервандовича Кургиняна и Максима Леонардовича Шевченко.

Развитие темы противостояния «народа-богоносца и осквернителей церквей» потребовало несколько больше времени. Причем, противопоставить РПЦ и протестное движение было для Кремля очень важно; особенно после январской встречи одного из лидеров оппозицииА. Навального и протоиерея Всеволода Чаплина.

До поры до времени РПЦ сохраняла нейтралитет и открыто не вмешивалась в противостояние Кремля и оппозиции. Более того, в рождественском интервью 7-го января Патриарх Кирилл призвал власти прислушаться к протестам и однозначно заявил, что церковь не занимает ничью сторону.

Однако, со временем РПЦ все более открыто стала агитировать за «национального лидера»:

  • 1-го февраля Патриарх Кирилл де-факто призвал верующих молиться о благополучии России, а не становиться участниками протестного движения, заявив, что православные «не выходят на демонстрации, их голосов не слышно, они молятся в тиши монастырей, в кельях, домах, но переживают всем сердцем за то, что происходит сегодня с народом нашим» и призвав к бдительности: «Помните, что самый громкий крик и самое пронзительное слово не всегда являются правильными, верными и честными. Так соблазнился наш народ дважды, а может быть, и более в течение последних ста с небольшим лет»;
  • 8-го февраля Патриарх Кирилл на встрече с «национальным лидером» заклеймил «лихие 90-ые», сравнив их  «… с другими самыми значительными катаклизмами в истории нашей страны - со смутой XVII века, с наполеоновским нашествием, с гитлеровской агрессией и с гражданской войной. … А если сравнивать разрушения и ущерб, который был причинен народу, экономике в течение девяностых годов, то ясно надо подчеркнуть, что все это сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне». Экскурс в историю сопровождался восхвалением «национального лидера» с поистине византийским изяществом: "Огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что трудитесь как раб на галерах. С той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача";
  • 21-го февраля состоялся панк-молебен «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя. 26-го февраля (как раз таки в Прощёное воскресенье) исполнительницы были объявлены в розыск, через несколько дней задержаны и до сих пор находятся под арестом.

Именно раскрученная в государственных СМИ кампания вокруг панк-молебна и стала переломным моментом, окончательно превратившим РПЦ в глазах общественности в открытого защитника правящего режима. Кремлевские пиарщики могли праздновать победу.

Необоснованно жесткая реакция государства, выразившаяся в арестах участниц группы, поначалу вызвала у общественности недоумение, которое очень быстро сменилось озлоблением уже не только к Кремлю, но и к Русской Православной Церкви. Ситуация стала быстро развиваться…

Всплыли история о «часах Патриарха» и скандал вокруг судебного дела, связанного с соседями Патриарха по «Дому на набережной».

В ответ кремлевские пиарщики начали организацию акций «в защиту Патриарха и РПЦ», уже открыто противопоставляя протестное движение«православному населению земли Русской»:

  • 31-го марта в Краснодаре состоялся митинг православной общественности «против оскорбления святынь России»;
  • 21-го апреля на Садовом кольце состоялся православный автопробег «За Патриарха, Церковь и Родину!», прошедший под лозунгами типа"Стреляют в Патриарха - целят в Россию" и "Христос Воскрес! - Слава России!";
  • 22-го апреля в Храме Христа Спасителя состоялся молебен и стояние «в защиту веры, поруганных святынь и церкви», на которые собрались десятки тысяч верующих.
  • 15-го мая на Пушкинской площади состоялось немногочисленное собрание «в защиту семьи», в котором приняли участие С. Кургинян, о. Всеволод Чаплин, К. Фролов и еще ряд представителей православных организаций;
  • 20-го мая состоялся новый православный автопробег (теперь «против абортов» и «в поддержку строительства быстровозводимых храмов»);
  • 24-го мая состоялся крестный ход с чудотворной Иверской иконой Божией матери из Успенского собора к храму Василия Блаженного на Красной площади и молебен, в которых принял участие Патриарх Кирилл. Крестный ход и молебен явились вторым актом освещаемого в СМИ почти как чудо процесса возвращения Церкви иконы, десятилетия до этого хранящейся в запасниках Исторического музея. Первым актом явилась транслирующаяся на всю страну передача В. Путиным иконы московскому Новодевичьему женскому монастырю, продемонстрированная телезрителям 6-ого мая.

28-го июня, обратившись после литургии в Успенском соборе Кремля к собравшимся в храме, патриарх Кирилл упомянул о том, что «Церковь воспринималась на протяжении всей истории России, как и сегодня большинством людей воспринимается, как то, что скрепляет наш народ. Это духовная скрепа, это линия самоидентификации нашей нации, это та общность, разрушив которую, мы с точностью разрушим свое Отечество» и вновь упомянул про иноземных захватчиков: "Вот почему она всегда была первой целью для тех, кто стремился разрушить страну, внести внутренний беспорядок в течение народной жизни. Все оккупанты, начиная от захватчиков Кремля, что поработили страну в XVII веке, включая Наполеона, гитлеровское нашествие, своей целью имели уничтожение и разделение Русской православной церкви»

Бурная деятельность кремлевских пиарщиков не могла не остаться неоцененной общественностью. Ставшие регулярными акции православной общественности очень быстро поднадоели обывателям. Число участников акций резко сократилось; завсегдатаями остались только т.н. «православные активисты» из организации в высшей степени гротескного персонажа по имени Кирилл Фролов, само присутствие которого у стен храма дискредитирует и защищаемые им ценности, и саму Церковь.

Последней акцией стало молитвенное стояние «в защиту православия и нравственности» с участием протоиерея Всеволода Чаплина, прошедшее 1-го июля на Гоголевском бульваре и собравшее всего около 50 человек.

Миф «народ-богоносец против осквернителей церквей» исчерпал себя… 

На фоне усталости населения от православных митингов, среди все более широких кругов общественности ширится непонимание того, как именно выступление участниц панк-молебна угрожает существованию РПЦ и нашей Отчизны. Демонстративная поддержка патриархом Кириллом правящего «клана питерских» также озадачивает многих верующих и ставит под вопрос моральный авторитет предстоятеля Русской Православной Церкви.

27-го июня более ста деятелей культуры, некоторые из которых еще четыре месяца назад с телеэкранов агитировали за кандидата от партии Единая Россия, подписали письмо в поддержку участниц Pussy Riot, указав в нем, что уголовное дело в отношении участниц группы«компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом».

На днях открытое письмо Патриарху написал актер, режиссер и запрещенный в служении священник И. Охлобыстин, указавший о том, что «с каждым днем пребывания участниц группы "pussy rioт" в тюрьме, Русская Православная Церковь теряет поддержку нескольких десятков христиан, в возрасте от 16 до 60 лет.»

Русской Православной Церкви действительно грозит уничтожение. Но опасность исходит не от иноземных захватчиков или недовольной опостылевшим «национальным лидером» общественности, но от узурпировавшего власть в стране клана, цинично использующего с помощью своих пиарщиков чувства верующих людей, и уничтожающего тем самым доверие к институту церкви.

Именно в руках патриарха Кирилла как предстоятеля Русской Православной Церкви находится судьба церкви и православия. И это не преувеличение…

  1. Патриарх Кирилл должен вновь стать Патриархом всех православных граждан России, а не заступаться за кучку ненавидимых народом чекистов и их друзей, оккупировавших властные коридоры и все крупнейшие госкомпании нашей страны;
  1. Русской Православной Церкви необходимо открыто дистанцироваться от действий «православных активистов» типа гражданина Фролова, дискредитирующих Православие и отталкивающих от церкви многих верующих;
  1. И, наконец, РПЦ пора отказаться от риторики времен повальной безграмотности населения и перестать распространять басни об иноземных захватчиках, «стремящихся уничтожить православие и поработить жителей России». В эпоху интернета все мифы из учебников истории советских времен уже давно развенчаны историками:

Смута XVII века

Сын польского короля Сигизмунда III, королевич Владислав стал царем России в 1610 г. не просто по просьбе бояр, но с благословенияПатриарха Гермогена, в качестве обязательного условия потребовавшего перехода царевича в православие.

А одним из основных инициаторов заключения договора о призвании Владислава на царство стал митрополит Филарет (Романов) (будущий патриарх Филарет и отец основателя династии Романовых царя Михаила Фёдоровича), чуть ранее, кстати, исполнявший функции «патриарха» при Лжедмитрии II.


Вторжение Наполеона


О планах Наполеона по поводу уничтожения православия нет никаких исторических свидетельств.


Поношение же Наполеона во время проповедей началось еще в 1806 г., когда во исполнение указа Александра I Святейшему Синоду от 06.12., оперативно вышло «Объявление» Синода, прочитываемое во всех приходских храмах в первый воскресный и праздничные дни. Прихожане узнавали из документа, что

«Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, … дерзает в исступлении злобы своей угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы… и потрясением православной грекороссийской Церкви во всей чистоте ее и святости…

… отложился он от христианской веры …и в сонме нечестивых сообщников своих воздал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображениям для них служившим.

… В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой, проповедовал Алкоран Магометов,

… и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и на провозглашение лжемессии в лице Наполеона»


В 1807 г. был заключен Тильзитский мир, а «неистовый враг мира и благословенной тишины», его брат, Талейран и два маршала были удостоены высшей награды Российской Империи – ордена Святого апостола Андрея Первозванного. После этого антинаполеоновские проповеди в православных храмах, конечно же, были запрещены.


В 1812 году Наполеон опять превратился во врага России, что очень быстро нашло отражение в текстах проповедей.


Светская пропаганда не уступала церковной. Вот отрывок из афиши, распространяемой по указанию московского градоначальника графа Ростопчина от 20-го сентября 1812 г.: «Враг рода человеческаго, наказание Божие за грехи наши, дьявольское наваждение, злой француз взошел в Москву: предал ее мечу, пламени; ограбил храмы Божий; осквернил алтари непотребствами, сосуды пьянством, посмешищем; надевал ризы вместо попон; посорвал оклады, венцы со святых икон; поставил лошадей в церкви православной веры нашей, разграбил домы, имущества; наругался над женами, дочерьми, детьми малолетними; осквернил кладбища и, до второго пришествия, тронул из земли кости покойников, предков наших родителей…»

Весь цинизм заключается в том, что, по мнению современников и подавляющего большинства историков, пожар в Москве в сентябре 1812 г. был организован самим градоначальником. В ходе пожара были уничтожены 6496 из 9151 жилых домов, 122 из 329 храмов; погибли несколько тысяч русских раненых, оставленных в городе.


Вторая мировая война


Русская Православная Церковь Заграницей рассматривала войну Германии с СССР как освобождение нашей страны от большевистского ига. Амитрополит Анастасий написал 12 июня 1938 г. приветственное письмо Адольфу Гитлеру по случаю освящения Берлинского соборного храма, содержащее в себе следующие строки: «Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и создание сего храма.» и«Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь.»


Парижский иерарх РПЦЗ митрополит Серафим следующим образом приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР:

«Вождь Германского народа, канцлер Хитлер, объявил крестовый поход против поработителей России… Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов Самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот…»

На территории же СССР к началу сороковых годов прошлого века уничтожение большевиками последних следов православия близилось к завершению. Достаточно сказать, что к 1941 г. на территории страны осталось всего около 3 тыс. храмов, более 90% из которых были расположены на территории Польши, оккупированной Красной армией в 1939 году.

Отношение руководства СССР к религии лучше всего демонстрируют события осени 1941 г. в Киеве, когда советскими диверсантами были заминированы и взорваны не только Крещатик, но и Успенский собор Киево-Печерской лавры.

На занятых территориях немцы открыли (только по советским данным) более 6500 храмов, закрытых в «первом в мире государстве рабочих и крестьян». Наибольшую известность имеет судьба Псковской православной миссии, созданной митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии Сергием (Воскресенским), занимавшейся возрождением православия на Северо-Западе России и открывшей там более 400 православных храмов. При этом миссия оставалась в составе Московского Патриархата.

Именно политика Германии в части восстановления православия, нашедшая большую поддержку у местного населения, а также требования президента США Ф. Рузвельта об ослаблении репрессий против религии в СССР как непременное условие оказания военной помощи (среди влиятельных религиозных кругов США особой склонности к помощи «безбожной» России не наблюдалось) заставили И. Сталина прекратить репрессии в отношении религии.  Как бы это не оскорбляло «истинных патриотов», воспитанных на советских учебниках истории, но факт остается фактом – именно канцлер Германии и президент США вольно или невольно выступили в роли спасителей православия в России.

4-го сентября 1943 г. «отец народов» принял митрополитов Сергия, Алексия и Николая и дал им согласие на избрание патриарха, на открытие духовных учебных заведений, на издание журнала, на открытие ранее закрытых храмов и т.д. Уже через 4 дня митрополит Сергий был избран патриархом, а 14 сентября начал работу уполномоченный орган по делам религии – Совет по делам РПЦ при СНК СССР, который возглавил полковник НКГБ Г. Карпов.  

Исторические свидетельства говорят о том, что прошлое РПЦ (как и не переписанная пропагандистами история нашей страны) далеко неоднозначно. Но если в сороковые годы прошлого века Патриарх был вынужден сотрудничать со сталинским режимом ради сохранения Церкви в принципе, то нынешняя игра РПЦ по установленным манипуляторами из Кремля и со Старой площади правилам не только не имеет смысла, но и, более того, угрожает самому существованию православия… 

И только от самой РПЦ зависит то, останется ли Россия православной или тысячелетняя традиция очень скоро станет историей…