Общался как-то давно с одним военным, разговор зашел о Квачкове. Военный выразился о полковнике как-то пренебрежительно, в стиле "да выживший из ума фантазер", я напомнил, что Квачков собственно сделал в начале 90х революцию в Таджикистане, лично, непосредственно подготовил и организовал партизанское движение, а затем свержение правительства исламских демократов, и привел к власти нынешнего диктатора - президента Эмомали Рахмонова (думаю что сейчас Владимир Васильевич может и сожалеет об этом), по приказу руководства РФ и Узбекистана. И вообщем-то является единственным человеком среди лидеров оппозиции в РФ, кто когда-либо где-либо организовал успешный захват власти, не на словах, а на деле. На что военный сказал, что "да никто его не знает по таджикским делам, может и не было его там, и никакой успешной революции он не делал, и вообще еще неизвестно чем себя проявил". Я очень сильно удивился, и забыл этот разговор. И вот вспомнил, навел справки. И они говорят сами за себя.
И если вы когда-нибудь от кого-нибудь услышите, что Квачков - "неизвестно кто, несерьезный сумасшедший старик-фантазер", дайте ему ссылку на этот пост. Для общего просвещения.
Генерал ГРУ Александр Чубаров (одно время - зам. министра обороны Таджикистана):
"Но ГРУ всегда прекрасно справлялось с применением спецназа как в военное, так и в мирное время. Впрочем, все в итоге должно, конечно же, свестись к созданию сил специальных операций — со своим обеспечением, авиацией и т.д. Создание ССО (сил специальных операций) разрабатывал в том числе и полковник Квачков, с которым мы вместе служили в 15-й бригаде ГРУ. Я знаю, что он два раза докладывал начальнику Генштаба по разработке ССО." http://krasvremya.ru/guru-specnaza-general-aleksandr-chubarov-o-tajnax-gru/#.UM_ZAuQ9obc
Полковник ГРУ Александр Мусиенко:
"В 1991-м, после того как развалился Советский Союз, 15-ю бригаду ГРУ, где я тогда служил, «подарили» Узбекистану. Звание майора я получал приказом министра обороны Узбекистана. Летом 1992 года вспыхнула гражданская война в соседнем Таджикистане. Министр обороны Узбекистана Рустам Ахмедов приказал нам участвовать в «восстановлении конституционного строя республики Таджикистан». Был сформирован разведотряд специального назначения. Я был начальником штаба этого отряда. Состав отряда — около ста человек. Большинство — офицеры с афганским опытом. Кстати, нашим командиром был Владимир Квачков, тот самый, которого судили за покушение на Чубайса.
В Таджикистане два воюющих лагеря условно поделили на «юрчиков» и «вовчиков». «Юрчиками» считались те, кто был за светскую власть или еще за что-то такое, а «вовчиками» — те, кто оказался вроде бы в исламской оппозиции, ваххабиты то есть.
Впрочем, в оба лагеря записывались не столько по убеждениям, сколько по месту жительства и родству, и республика оказалась разделена по родоплеменному принципу. Памирцы, кулябцы, каратегинцы, гиссарцы…
Что там творилось!.. На перевале Шар-Шар мы насчитали тридцать жертв бандитов Мулло Аджика. В одном доме я видел труп двенадцатилетней изнасилованной девочки. На ее щеках и шее были следы от укусов, живот распорот... Рядом с ней в углу лежал еще один мертвый комочек — ее шестилетний брат. В овраге валялся труп их матери со спущенными шароварами... Не забуду гравийный карьер в нескольких километрах южнее Курган-Тюбе, заполненный телами расстрелянных кулябцев, частично обглоданных собаками. Всего там насчитали более трехсот пятидесяти трупов. Вырезали всех подряд, не глядя на пол и возраст, целыми семьями и кишлаками.
Наша группа работала в Курган-Тюбе, а когда основная часть вернулась назад, я остался в составе оперативной группы РУ ГШ Узбекистана. Чтобы как-то легализоваться, мы придумали название «Народный фронт Таджикистана» (НФТ). Главной нашей опорой стал уголовный авторитет Сангак Сафаров, пожилой уже человек, который провел в тюрьмах 21 год. Это был прирожденный лидер с отменными организаторскими способностями, обостренным чувством справедливости и патриотизма — он и возглавил НФТ.
Именно Сангак познакомил меня с «Эмомалишкой» — ныне президентом республики Эмомали Рахмоном. Тогда Рахмон был председателем колхоза. До сих пор стоит перед глазами картина: Рахмон с огромным ляганом (декоративная тарелка. — «РР») плова и бутылкой водки представляется Сангаку по случаю назначения председателем облисполкома. Позднее, после гибели Сафарова, Эмомали из марионетки превратился в местного божка-президента, который уничтожил всех, кто привел его к власти. Кого-то посадили, кого-то закопали…
Я был одним из главных советников у Сангака, а позднее у министра внутренних дел Таджикистана. Мы снабжали отряды НФТ оружием и боеприпасами, пользуясь специальными методами партизанской войны, помогали объединять всех, кто был против «вовчиков», и обучали их воевать. По сути дела, партизанское движение в Таджикистане организовывали специалисты спецназа ГРУ.
Собственно, и воевали тоже мы. Это офицеры спецназа планировали операции и были ядром всех десантов. «Вовчиков» гнали с января по май и загнали на Памир. Успешно высадили десант на господствующих высотах в Каратегинской долине. К концу зимы 1993-го отряды НФТ с боем взяли Ромитский укрепрайон. И та и другая операции были спланированы русскими «узбеками» — спецназовцами 15-й бригады.
Много было мелких стычек, спонтанных операций, импровизаций, в которых выручала спецназовская смекалка. Хорошо помню штурм Шар-Шара 11 ноября 1992-го. Звонит мне перепуганный насмерть Эмомали и кричит, что утром «вовчики» оседлали перевал. Попросил помощи, в общем. Мы взяли, не скажу где, два бэтээра, станковый гранатомет, 82-мм миномет, загрузили на свой УАЗ 30-мм автоматический гранатомет и… с двумя десятками бойцов пошли штурмовать перевал.
Действовали как по учебнику. Подошли к подножью, обстреляли позиции из миномета и гранатометов. Наверху загорелась трава, дым коромыслом, одна из наших мин развалила дом. Уже хорошо! А потом мы все, двадцать бойцов и офицеров, под прикрытием бэтээра пошли на них в лобовую атаку. Тут «вовчики» поняли, что против них воюют не «юрчики», а русские, и убежали.
Хотя мы числились офицерами узбекской армии, но продолжали служить России. Параллельно с войной мы вели политическую разведку — именно благодаря нашей работе были созданы комфортные условия для передачи власти в регионе политикам, с которыми Москва могла строить нормальные отношения." http://www.rusrep.ru/article/2010/10/19/specnaz
15 ОБрСпН ГРУ ГШ МО
День рождения – 1 января 1963 года (г. Чирчик, Узбекистан).
С первых дней, помимо боевой подготовки, бригада принимала участие в событиях, связанных с чрезвычайными ситуациями:
- землетрясение в Ташкенте, 1966 г.
- эпидемия холеры в Астраханской области 1970 г.
- эпидемия черной оспы в Аральске 1971 г. и др.
154-й ооСпН 15-й бригады выполнил особо секретное задание по штурму дворца Амина в Кабуле 1979 г.
В 1985 году штаб бригады передислоцировался на территорию Афганистана в г. Джелалабад (провинция Накгахар).
Отдельные отряды бригады дислоцировались в Афганистане в Джелалабаде (154-й), Бараки (668-й), Асадабаде (334-й) и Газни (177-й).
За мужество и воинскую доблесть бригада и ее подразделения награждались Вымпелами МО СССР, Почетными Знаменами союзных республик и правительства Афганистана.
За Афганскую войну более 4 тысяч солдат и офицеров бригады награждены орденами и медалями, а четверо — В. Колесник, Н. Кузнецов, Ю. Миролюбов, В. Турчин) стали Героями СССР.
15 февраля последние подразделения бригады выведены из Афганистана.
В 1994 году бригада передана в состав войск Министерства обороны Республики Узбекистан.
Командиры:
Полковник Луцев Н. Н. 1963-67 гг
Полковник Мосолов Р. П. 1968-75 гг
Полковник Колесник Василий Васильевич 1975-77 гг
Полковник Овчаров А. А. 1977-80 гг
Полковник Стекольников А. М. 1980-84 гг
Полковник Бабушкин В. М. 1984-86 гг
Полковник Старов Ю. Т. 1986-1990 гг
Полковник Квачков В. В. 1990-94 гг
Полковник Золотарев С. К. 1994 г
Полковник С. И. Груздев
Герои СССР:
- лейтенант Кузнецов Николай Анатольевич 1962-1985, посмертно
- Турчин Владимир Анатольевич, присвоено в 1985 году
- сержант Миролюбов Юрий Николаевич, присвоено в 1988 году.