Многое может случиться в жизни: человек запил и был уволен, ушел из семьи, проиграл в автоматы имущество, выброшен родственниками из квартиры. Но всегда был шанс «перекантоваться»: поразгружать вагоны, подолбить ломом лед, получить койкоместо в общаге. А сколько русских литераторов работало дворниками, грузчиками, истопниками? Занятие, конечно, унизительное, но это давало возможность хотя бы не умереть с голоду. Теперь такой возможности нет.
То, что русские поголовно не хотят идти на «черную» работу – ложь, сознательно тиражируемая СМИ, дабы оправдать плохо контролируемый государством наплыв дешевой и неквалифицированной рабочей силы из других стран. Прошлым летом в Москве был проездом мой давний приятель из Воронежской области, спортсмен, непьющий, имеющий высшее образование. И он не смог здесь устроиться ни дворником, ни грузчиком, ни разнорабочим, ему говорили все то же самое: «Русских не берем». Когда он выражал удивление тем, что повсеместно работают таджики, ему заявляли, что это не его ума дело, ссылаясь на договор московского правительства с республикой Таджикистан о предоставлении рабочих мест в российской столице для трудовых мигрантов. Очень трогает забота московского правительства о горемычных таджиках, но лучше бы оно заключало подобные договора с российскими областями, где найдется, наверное, немало желающих поработать в столице. Почему бы русскому дворнику, получающему полторы тысячи в Урюпинске, не помахать метлой за 15 тыс. в Москве? Но дворник из Урюпинска в Москве – чужак, «гость столицы», у него нет регистрации, на работу его никто не оформит.
А между тем, в октябре прошлого года «правительство РФ почти в два раза увеличило квоты для трудовых мигрантов». И это в разгар кризиса, когда многие люди остаются без средств к существованию и готовы пойти на самую не престижную работу. Но даже эту возможность – попросту выжить – у них отнимают, предоставляя рабочие места «братьям меньшим». Что тут сказать? Апартеид. Только навыворот.