"Вчера с [info]i_cherski, колонной из четырех машин, отвозили помощь пожарным в пос. Кулебаки Нижегородской области. Прочитав этот пост, решил, что больше не могу просто сидеть и ждать когда это закончится, отписался в коментах. Игорь перезвонил уже через пять минут, обо всем договорились.

Для себя я определил, что не буду покупать одежду, лекарства, еду и воду. Это безусловно так же необходимо, но сбором вещей занимается достаточно много людей, а еда и вода всегда как минимум докупается к основному инвентарю. Представляя горящие деревья, умирающих животных и пепелища на месте деревень, я очень хотел, чтобы лес уже наконец перестал гореть, а читая про недостаток помп, решил купить хотя бы это маленькое средство тушения.

Утром встретились, перегрузились и поехали...

Я часто езжу в южном наравлении, но такого не видел никогда. На протяжении по меньшей мере двухсот километров гарь настолько плотная, что не видно ничего уже через триста метров. Дышать нечем, салонный фильтр в машине спасает мало. Через некоторое время стали чувствоваться симптомы угорения. Первый раз в жизни ощутил клаустрофибию на открытом пространстве, казалось, что в машине с закрытыми окнами курят сразу десять человек, а деться некуда.

Пейзаж вокруг выглядел примерно так:






В некоторых местах угли тлели в непосредственной близости от дороги


Ладно, берем себя в руки, едем дальше.

Новый мост через р. Оку в Муроме:


Надо сказать, что карты в навигаторы (iGo, карты апреля 2010), не имеют ни малейшего понятия об этом мосте. Плутаем в Муроме какое-то время, понимаем, что самостоятельно не выбраться. Местные тычут пальцем и говорят "дальше по прямой", через полкилометра эта прямая превращается в развилку без единого указателя, короче обычный навигационный пиздец любого советского города. Находим таксиста, даем ему сотку и с ним уже находим заветный мост. Навигатор искренне уверен, что мы плывем по реке.

Ближе к Кулебакам гарь, как ни странно, рассеивается. Это настроживает, мы рассчитывали увидеть что-то другое. Подъезжаем к лесхозу, здесь уже пожарные расчеты, эмчеэсовцы и рабочая суета.

Встретили с радостью и благодарностью. Действительно на складе почти ничего нет. Стоят бутылки с водой, немного консервов. Рукавов практически нет, лопат тоже, не говоря уже о бензопилах. Помпа, как я понял, у них была одна, и то очень слабая.

Разгружаемся:




Так выглядит въезд в лесхоз:


Гарь в районе рассеялась только вчера. Пожары затушены, но продолжают тлеть. Пожарные, мчс и добровольцы из местных круглосуточно патрулируют лес, чтобы изберажть повторного возгорания. Вырубают разделительные просеки. Очень боятся ветра...

На пожарной машине нас повезли смотреть что осталось от леса.




По дороге провели небольшой ликбез. Как известно, пожары бывают верховыми и низовыми. Верховые, когда горят кроны деревьев, самые убийственные. Фронт огня движется очень быстро, а жар такой, что у пожарных машин плавятся окна.
 
Лес разделяется на квадраты противопожарными просеками. Просеки нужны, чтобы не допустить перехода огня из одного квадрата леса в другой. Если огонь начался внутри квадрата, то спасти лес внутри него пожарные уже не могут, могут только попытаться затушить его встречным палмом и не допустить перехода огня на соседние квадраты. Для этого добровольцы и пожарные постоянно патрулируют периметры квадратов, тушат их ранцевыми водометами или вызывают расчеты. Говорят, что даже наличие просек не гарантирует изоляцию. Были случаи, когда огненные шары верховых пожаров перепрыгивали реку Оку и поджигали лес на другом берегу.

Встречный палм это метод тушения пожаров, при котором навстречу верховому пожару посывается встречный фронт огня, который поджигается искусственно с подветренной стороны. Нагретый воздух от пожара увлекается вверх, на его засасывается холодный воздух, создавая тягу у земли, направленную против основного ветра в сторону пожара. Встречный огонь гасит основной, иногда с громким хлопком.

Помпы нужны для того, чтобы, во-первых, накачивать воду в поливальные машины, и, во-вторых, тушить очаги восгорания, которые находятся относительно близко к водоемам без привлечения пожарной машины. Машина в это время может нужнее где-нибудь в другом месте.

Так выглядит лес после верхового пожара. Расти здесь ничего не будет еще много лет.


"А здесь я встречал верховой, чуть не сгорел..."


Это был лес посадки 1972 года. В том году лес в этом месте так же полностью выгорел, после чего посадили новый лес. До текущего состояния лес дорастает за 30-40 лет. Сейчас леса не государственные, большинство сдано в аренду, поэтому надежду на новую высадку почти нет.




Здесь пожар прошел неделю назад. Кое-где появились маленькие участки травы. Жаль, что лес не растет как трава


Так делаются просеки, ...




а так они выглядят:




Поездка назад была уже проще и внимания не заслуживает. Сейчас гарь над Москвой рассеевается. Это дает мнимое ощущение, что все приходит в норму. Нет, не приходит. Поверьте пожарным, по всей стране сейчас творится ужасающий, невообразимый пиздец, который может закончится только вместе с сильными дождями. Примите участие в помощи.

P.S. Спасибо жене Олесе за сочувствие и участие.

P.P.S. По НТВ в новостях сейчас рассказали про тетеньку, укравшую в магазине 30 шоколадных плиток, и НИ СЛОВА о горящей стране..."