Одним из активно использовавшихся предлогов для "наездов" на правозащитников было обнаруженное на рабочих компьютерах "нелицензионное программное обеспечение".
Пожалуй, самым ярким примером стало дело руководителя Краснодарской общественной организации Молодежная Группа за Толерантность "ЭТнИКА" Насти Денисовой.
11 февраля Анастасия Денисова была "привлечена в качестве обвиняемого в совершении умышленного тяжкого преступления". Соответствующее постановление вынес старший следователь Западного округа УВД Краснодара Павел Игнатенко. Он считает, что Денисова "нарушила авторские права и незаконно использовала объекты авторских прав - программное обеспечение для персонального компьютера", а также "использовала вредоносные программы для ЭВМ" (часть 3 пункт "г" статьи 146 и часть 1 статьи 273 Уголовного кодекса России). Речь идет о якобы контрафактных программах корпораций Microsoft и Corel на общую сумму 110 тысяч 492 рубля 08 копеек.
Предъявив Денисовой постановление о привлечении в качестве обвиняемой, следователь выдал подписки о невыезде и неразглашении данных предварительного следствия. Последним документом следователь выразил свою обеспокоенность распространением в российских СМИ информации о ситуации вокруг правозащитницы.
По схожему сценарию возбуждались уголовные дела против иркутских экологов из "Байкальской волны", представителей Ассоциации избирателей «ГОЛОС» в Самаре и Волгограде.
При этом кампания "Микрософт" по подобным делам привлекалась в качестве потерпевшего, а представители M$, размахивая доверенностями, шли к следователям.
Пожалуй, самое в этой ситуации забавное, что для поисков нелицензионного софта ментам из управления "К" (или, как они официально называются, "Управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий") не надо далеко идти: в каждом райотделе на каждом компьютере стоит "левая" Винда и "крякнутый" Офис...
Но о факте использования законодательства против российской оппозиции стали поднимать шум зарубежные СМИ. Последней каплей стала опубликованная 11 сентября статья в "Нью-Йорк Таймс" "Россия использует Microsoft для подавления инакомыслия".
Спустя три дня в той же "Нью-Йорк Таймс" появилась новая публикация, в которой старший вице-президент и главный юрисконсульт компании Брэд Смит заявил об изменении лицензионной политики в отношении российских неправительственных организаций.
По новой лицензионной политике «Майкрософт», структуры, которые используют менее 50 компьютеров, а также являются неправительственной организацией, автоматически получают право на использование программного обеспечения, даже если оно и контрафактное!