США поддерживали оппозиционные египетские группы, готовившие смену режима президента Хосни Мубарака в преддверии президентских выборов 2011 года. Об этом в субботу пишет газета The Daily Telegraph.
"Неужели США не понимают, что творят и что этим самым они расчищают дорогу исламистам из "Братьев-Мусульман"? - недоумевают в связи с происходящим перепуганные либералы.
Я считаю по этому поводу вот что.
Конечно, может произойти какое-то невероятное чудо и исключительно по Милости Аллаха в среде "Братьев" вдруг появится одаренный и волевой лидер-харизматик, который расчистит себе путь к партийному руководству и сумеет взять власть.
Однако мне кажется американцы вполне себе ведают, что творят, и прогнозируют, что никаких сюрпризов не будет. В том плане, что по причинам, которые будут изложены ниже, "Братья-Мусульмане" уже давно так же предсказуемы, как какие-нибудь КПРФ или ЛДПР, превратившиеся в вечную системную оппозицию, опасаться которых нет никаких оснований.
В своем "Русском цикле" в серии про Ленина я писал о том, что после Февральской революции никогда бы не было Октябрьской, если бы не один человек - Ленин. Как я тогда указал (и подтверждение этой мысли встретил недавно в "Преданной революции" Троцкого), русские социалисты - от эсеров и меньшевиков, до большей части большевиков и не помышляли о собственной революции и вполне были готовы довольствоваться ролью левой оппозиции в буржуазно-демократической системе, видя для этого массу как практических, так и теоретических оснований.
Только вмешательство Ленина с его невероятной волей к властью, стратегическим мышлением и идеологической проработкой вопроса о демократии, изменило ситуацию, устремив большевиков на организацию собственной революции, а не довольство объедками с чужой.
А что же "Братья-Мусульмане"? Их положение сегодня напоминает положение истрепанных долгой историей безуспешной борьбы (и там, и там) русских социалистов.
Еще более худшей является другая параллель - "демократический ревизионизм". В случае с "Братьями" он усугубляется еще и постколониальным комплексом интеллектуальной неполноценности, желанием соответствовать Западу, не имея ни малейшего понимания о том, что он собой на самом деле представляет.
А Запад для "Братьев-Мусульман" - это прежде всего "современная демократия" на фоне "отсталого авторитаризма", которую просто надо наполнить исламским содержанием (создать демократию в хиджабе, так сказать) и таким образом избавить ее от "перекосов секуляризма". И если нынешнему лидеру Турции принадлежат слова: «Демократия – это лишь поезд, с которого мы сойдем, как только достигнем цели. Мечети – наши казармы. Их минареты – наши штыки. Их купола – наши шлемы. Верующие – наши солдаты», то от современных ихвановцев ("Братьев") ничего подобного вы уже не услышите.
Как марксисты-ревизионисты с определенного момента стали считать, что социализм вполне может быть совместим с буржуазной демократией и претворен в жизнь в ее рамках, так и ихвановцы с определенного момента стали считать, что исламские ценности и принципы вполне могут быть претворены в жизнь в рамках демократической системы и совместимы с ней. Поэтому все, чего в этой связи нужно добиться - это возможности полноправно участвовать в демократическом политическом процессе и влиять на него с исламских позиций.
Максимум, на что могут расчитывать "Братья" с такой платформой - это стать участниками американского плана демократизации Ближнего Востока, который был разработан еще прошлой демократической администрацией США.
Проблема "Братьев", даже не в том, что, желая стать частью западной политической и международной системы, они утратили ясность в понимании исламских ценностей и принципов в этой сфере, приспосабливая их под свой идеал. Хуже всего то, что они, как и все постколониальные интеллектуалы-модернизаторы ни черта не понимают в самом западном дискурсе демократии и том, как она работает.
Поэтому, если уж они смотрят на Запад, бесполезно апеллировать в полемике с ними к трудам Макдиси или кого-нибудь в этом роде. Если "Братья" хотят понимать, что такое Запад и западная мысль,они должны освоить интеллектуалов, которые находятся на ее острие, а не плетутся в хвосте вроде клоуна Хабермаса.
В первую очередь это Карл Шмитт, о котором мы недавно говорили, в частности, его работа 1926 года "Духовно-историческое состояние современного парламентаризма", которая до сих пор будоражит умы его противников и безуспешно заставляет их искать ответы на нее (об этом мы, даст Бог, как нибудь поговорим отдельно).
Но кроме классиков Правой, смотрящим на Запад исламистам (и не зря, там много чего можно почерпнуть, но только если смотреть в правильном направлении!) небесполезно будет заново открыть для себя труды и классиков западной Левой, в частности, Ленина с его анализом природы буржуазной демократии и концепцией диктатуры пролетариата как формы пролетарской демократии, развитой в последующем в трудах Грамши и Мао Цзедуна.
В этом и только в этом случае происходящие сегодня в Арабском мире события, являющиеся аналогом Февральской революции, станут предпосылкой аналога Октябрьской, то есть, Исламской революции.
Найдется ли для этого в среде "Братьев-Мусульман" идеолог и стратег уровня Ленина - вот ключевой вопрос в этой связи. А пока этого не произойдет Белый Дом с полным правом может расчитывать на "Братьев" как на актеров в спектакле по тщательно расписанному для них сценарию.