Провозглашение односторонней независимости Косово уже благословили США и ЕС. Для этого выделены и размещаются дополнительно войска НАТО, идет расширение силовой миссии (полицейские, сотрудники судебных органов) Евросоюза.
Вместе с идеей американской системы ПРО в Европе разрешение этого балканского конфликта подобным неэлегантным образом угрожает еще больше осложнить международную обстановку, ухудшить и без того нелегкие отношения между Россией и Западом.
Сказав «а» в 1999 году посредством военной операции НАТО против СРЮ, трансатлантические союзники вынуждены теперь произнести «б». Им необходимо довести до конца свои усилия, направленные на создание независимого Косово. Если для США ситуация кристально ясна (вбить геополитический клин на Балканах, чтобы манипулировать интегрируемой Европой и контролировать Балканское Средиземноморье), то Евросоюз далек от единой позиции. Могучая машина расширения ЕС и НАТО, после падения коммунизма вовлекшая в орбиту Запада половину континента, застопорилась на юге Европы. Утилизировать здесь остатки постсоветского пространства не удается из-за «сопротивления материала», отсутствия явной ресурсной выгоды и непрогнозируемых долгосрочных издержек.
Россия в Совете Безопасности ООН настаивала, как известно, на том, чтобы любое соглашение было одобрено Сербией и Косово, для чего были необходимы дальнейшие переговоры. Запад отбросил эти аргументы, считая, что такие переговоры безрезультатны, а дальнейшее промедление привело бы к вспышке насилия, подрыву международной поддержки независимости. В позиции Кремля относительно статуса Косово Запад видит лишь боязнь усиления антизападных настроений после президентских выборов в марте, тактические дипломатические уловки игры на западных противоречиях. Ошибочная интерпретация намерений Москвы в отношении этой проблемы – хронический результат неверия Европы и Америки в то, что у России могут быть политические принципы. Контролируемая независимость мятежного края как ящик Пандоры откроет новые возможности реализации своих далеко идущих целей для прочих сепаратистов, международных террористов и исламских экстремистов.
При такой расстановке и непримиримости сторон, когда Соединенные Штаты и большинство стран – членов Евросоюза в ближайшее время, как они планируют, признают независимость Косово без официального одобрения ООН, есть, очевидно, только два сценария: плохой и очень скверный.
При первом маловероятно, что поддержка Кремля будет содействовать абсолютной жесткости Сербии в отношении Косово. Белград не получит абсолютный карт-бланш, но скорее всего усилия сербского правительства по изоляции отторгаемого края (15% территории Сербии) обретут понимание и поддержку в Москве. Россия и ее партнеры по СНГ могут поддержать предложение Белграда об отделении населенного сербами севера территории Боснии. Такому варианту может оказать некоторое содействие Европа, если увидит в этом приемлемый компромисс или плату за окончательное региональное примирение. Здесь помог бы экстренный масштабный план с «дорожной картой» одновременного приема в состав Евросоюза всех конфликтующих сторон для их умиротворения и социально-экономической стабилизации. Хорошо бы, чтобы это был широкий и великодушный проект без привычных придирок. Великий Руссо давным-давно предупреждал: «Прежде чем ломать старый дом, постройте новый».
Во втором, если последствия контролируемой независимости Косово выплеснутся далеко за Балканы, например на Кавказ, гарантированно можно прогнозировать затяжной международно-политический кризис. Риторика Запада об уникальном характере проблемы Косово вряд ли кого-то успокоит. Провозглашение независимости Приштиной скорее всего приведет к аналогичным действиям со стороны отколовшихся от Грузии регионов. В первую очередь Абхазии. Любое применение силы (даже если российские военные предпримут все меры, чтобы предотвратить подобный сценарий) создаст ситуацию, которая может выйти из-под контроля. Для замирения и стабилизации при этом сценарии потребуется больше усилий и времени с достаточно неясными перспективами и малопонятными последствиями.
Как США и Евросоюз поведут себя дальше, равно как Россия отреагирует на провозглашение независимости Косово, станет проверкой всего международного прогресса со времен окончания холодной войны. В расчетах сторон должны превалировать не калькуляция неизбежных издержек и новых тактических приобретений, а видение долгосрочной глобальной перспективы, стратегических отношений Запада с Россией. Во всяком случае, чтобы приближающийся кризис не привел к тревожной и неприемлемой для всех ситуации новой холодной войны.