Итак, теперь поговорим о людях. РОО «Русский прорыв» провела опрос общественного мнения, в котором выяснялось, кто голосовал за Медведева и почему. Мы не претендовали на репрезентативность выборки, нам нужно было выявить лишь общие тенденции и настроения людей.
Главное – люди недовольны прошедшими президентскими выборами. И, хотя они ещё не готовы высказывать своё мнение на улицах, но большая часть опрошенных считает, что власть проявила к ним НЕУВАЖЕНИЕ. Наибольшую степень неудовлетворения от выборов выразило 25 % опрошенных. Пока отметим этот факт, он нам пригодится в дальнейшем.
Второе наблюдение заключается в том, что в России в выборе кандидата в президенты руководствуются мнением окружающих. Так, если человек голосовал за Медведева, то, как правило, и его знакомые также проголосовали за него, и, соответственно, верно обратное утверждение. Таким образом, российское общество разбито на множество локальных групп, практически не связанных между собой. И механизм принятия решения в данных группах далеко не всегда так очевиден, как думают кремлевские политтехнологи.
Данные опроса показали, что процент ходивших на выборы ещё ниже, чем теоретически рассчитанный. Напомню, что в предыдущем материале мы пришли к выводу, что за Медведева отдали голоса 30% от общего количества зарегистрированных избирателей, опрос же показывает лишь 24% поддержки.
Теперь остановимся подробнее на этой группе: убежденных сторонников Медведева в ней лишь 56%, 4% - утверждают, что проголосовали за него по принуждению, с безразличием воспринимают свой выбор – 16%, а чувство безнадежности испытывают – 24% голосовавших. Если привести эти цифры к общему знаменателю, то получится, что убежденных сторонников у Медведева всего 13% от общего числа избирателей, а людей, считающих, что данными «выборами» их лично власть оскорбила – 24%, остальная часть избирателей делится на сторонников Зюганова – 10%, что сопоставимо с количеством убежденных сторонников Медведева, протестный электорат, голосовавший либо за Жириновского, либо за Богданова – 5%, и людей, не сформулировавших своего отношения к данному вопросу.
Подытожив всё сказанное – активных сторонников у действующей власти 13%, а потенциальной протестной базы – 39%. Согласитесь, не очень радужные цифры для новоиспеченного президента.
Активный протест, как уже говорилось, сдерживается двумя факторами:
1. Мифом об экономических успехах правительства и высокими ценами на нефть, позволяющими снижать уровень недовольства.
2. Отсутствием объединяющего и направляющего начала, т.е. отсутствием в стране реальной оппозиции, способной направить энергию протеста в нужное русло.
Выводы:
1. Действующую власть не любят, но терпят.
2. Реальная поддержка Д. Медведева ниже, чем кому-то может показаться.
3. В случае появления в стране оппозиции, имеющей достаточное финансирование, и «недоговороспособных» лидеров, власть мало что сможет противопоставить.
4. В условиях ограничения доступа к СМИ оппозиционная партия должна представлять собой разветвленную сетевую структуру, работающую с лидерами локальных групп, формирующих общественное мнение.
5. Люди, в массе, не верят «старым» оппозиционерам и ждут новых лидеров.
Настало время им появиться…
Ростислав Антонов, Русский прорыв