14 апреля 2012 года в Москве в Русском клубе "Национальный интерес" главой высшего национального совета ЭПО "Русские" Дмитрием Демушкиным был проведен тренинг-семинар "Репрессии. Методы психологического давления и противодействия ему, разводки в процессе бесед и допросов в правоохранительных органах, психологическая оборона, юридическая защита. Личный опыт обысков и дел."
Первое, что стоит отметить: наконец-то организованная часть движения (партии и объединения) обратила внимание на тот факт, что одними митингами движение жить не может. Если в былые годы упор делался на военно-спортивные мероприятия, причем, как правило, проводимые для актива той или иной организации, то сейчас стараниями Д. Демушкина возрождается почти забытая практика научно-практических семинаров для широкого круга лиц.
Что касается самого Демушкина, то он с таким артистизмом изображал следователя, что возникла твердая убежденность: если завтра в Кремле появится некий человек, который сходу выполнит абсолютно все требования русских националистов, Дмитрий Николаевич без работы не останется - он вполне сможет поступить на работу в театр или на ТВ.
Для людей, не первый год участвующих в движении, особых откровений не было, но, тем не менее, лично мною кое-какие интересные моменты были отмечены. Основную же часть собравшихся составляли совсем юные соратники, для которых все сказанное явно было в новинку. Были продемонстрированы следующие блоки допроса:
1)давление;
2)резкая смена тактики - появление "доброго" следователя, доверительная беседа, попытки войти в доверие, поиск общих интересов - спорта или каких-либо еще, выражение солидарности с идеями легального русского национализма;
3)слив реального или выдуманного компромата на конкурирующую организацию;
4)слив реального или выдуманного компромата на ту организацию, в которой состоит сам допрашиваемый;
5)работа конкретно по личности самого человека - предложения сотрудничества, перемежаемые завуалированными угрозами.
Последний этап, по сути, является вербовкой. На третьем и четвертом этапе возможно предложение опознать тех или иных лиц на фотографиях - не исключено, что в это время будет осуществляться съемка скрытой камерой. Акцент делается на участие опознаваемых людей в организациях, которые по решению суда были признаны экстремитскими и запрещены, и, таким образом, членство в них является незаконным. Возможна демонстрация кадров видеозаписи, на которой представитель "конкурирующей фирмы" опознает самого допрашиваемого на фотографиях. Возможно изъятие телефона (в кабинете следователя им пользоваться запрещено) с последующим переписыванием всех номеров, так что телефон лучше заранее отключить, а еще лучше - почистить.
В очередной раз повторялись очевидные истины: нельзя идти на контакт со следствием, нельзя беседовать "за жизнь", нельзя бояться показаться бойцом диван-фронта, нельзя бояться показаться больным человеком, у которого вот-вот начнется приступ какого-либо тяжкого хронического заболевания. Неоднократно повторялось, что говорить нужно как можно меньше, а лучше вообще ничего не говорить. Озвучивалась мысль о том, что следователь, у которого по нескольку допросов в день, скорее поставит крест на неразговорчимом собеседнике и переключится на других, которых он обязан допросить, чем будет добиваться живой беседы во что бы то ни стало. Допрос разговорчивого собеседника может длиться несколько часов, допрос молчуна тоже не является быстрым, но его продолжительность значительно сокращается.
Отдельно были освещены юридические аспекты вызова на допрос и отказа от дачи показаний:
1)нельзя являться "побеседовать" по телефонному звонку, необходимо дождаться официальной повестки, в которой указано, в качестве кого вас вызывают на допрос - в качестве свидетеля или в качестве обвиняемого;
2)нельзя скупиться на адвоката - он должен присутствовать при вашем допросе, если вы дали показания без адвоката, а затем дали новые с адвокатом, приоритет в суде будет за первичными показаниями;
3)если вас допрашивают в качестве обвиняемого, а адвоката рядом нет (например, если вы были доставлены нарядом полиции), вы имеете право отказаться от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ;
4)если вас допрашивают без адвоката в качестве свидетеля, вы можете отказаться от дачи показаний до тех пор, пока вам не предоставят адвоката, при этом нельзя подписывать отказ от дачи показаний, отказ необходимо оформить устно, обосновав его отсутствием адвоката. Несмотря на то, что отказ от дачи свидетельских показаний подлежит уголовной ответственности, о чем вам обязательно сообщат, юридических оснований для возбуждения дела не будет, т.к. отказ не был подписан. Было сообщено, что за последние пять лет не было возбуждено ни одного дела об отказе от дачи свидетельских показаний, т.к. это весьма хлопотное дело.
В целом семинар прошел на достаточно высоком уровне, за что необходимо поблагодарить Дмитрия Демушкина и Русский клуб "Национальный интерес".
Первая часть видео с семинара.