В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством, как президент РФ,
я обязан защитить жизнь и достоинство российских граждан, где бы они не находились.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев
В настоящее время положение на фронтах — на всех фронтах, включая настоящий, то есть международно-дипломатический — таково.
В чьих руках Цхинвал, непонятно. Информационные агентства, — видимо, с подачи российской стороны, — поспешили заявить о полном освобождении столицы непризнанного государства. Теперь выясняется, что в городе идут бои, и на чьей стороне успех, неизвестно. Зато точно известно, что грузины убивают русских: уже около десяти российских миротворцев расстреляны, «и это только начало».
Так или иначе, понятно следующее. Во-первых, блицкриг, если на него рассчитывало грузинское руководство, не случился. Блицкриг в заданных условиях предполагал быстрый захват значимой части территории Южной Осетии, быстрое же формирование временной администрации, обращение к международному сообществу о «восстановлении территориальной целостности Грузии» и т.п. Времени на это — сутки. Сейчас оно уже упущено.
Остался второй фронт — давление по международным каналам. Грузия, по современным раскладкам, более сильное государство, чем Россия. И не только потому, что она благословлена из Вашингтона, хотя и это важно. Но и потому, что Грузия — это полноценное национальное государство, там существует национальный консенсус по всем значимым вопросам, власть эффективна и популярна. Саакашвили сотворил чудо, превратив гниющую заживо страну если не в цветущий сад (много ли их, цветущих садов?), то, во всяком случае, в полноценное государство. РФ полноценным государством, увы, не является.
Так вот, в международных раскладах Грузия сильнее России. Сейчас она вполне может добиться консолидированного давления международного сообщества на Россию — чтобы та ушла из Осетии. Чтобы она сдалась.
И Россия на это ведётся. Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев уже заявил, что Россия, оказывается, «признаёт территориальную целостность Грузии».
Начать с того, что само существование Грузии отрицает территориальную целостность России. По любому раскладу — считать ли современную Россию правопреемницей Российской Империи или Советского Союза — Грузия есть незаконно существующее образование, мятежная территория, ныне — враждебное России государство.
Если честно, Россия вообще не обязана признавать территориальную целостность какого бы то ни было постсоветского государства.
Это не значит, что мы обязаны с ними воевать и «возвращать в лоно». Нет, речь идёт именно о признании: если эти товарищи в 1991-м году, воспользовавшись нашей минутой слабости, отделились, наплевав на нашу территориальную целостность, то непонятно с какого перепуга мы должны признавать их «территориальную целостность», когда у них наступила их минута слабости. Если теперь они сами рушатся — то пусть рушатся, и если этому можно поспособствовать — этому нужно поспособствовать.
Россия имеет полное и абсолютное моральное право поддерживать любые сепаратистские движения на любой постсоветской территории, поддерживать словом, деньгами, оружием, чем угодно.
Сейчас настало время этим правом воспользоваться, переведя его из морального императива с плоскость практической политики.
Будем надеяться, что смерть российских миротворцев не останется неотмщённой.
Всё сказанное не означает, что России стоит заниматься «собиранием земель». России не нужна Южная Осетия — а может быть, и Осетия как целое — в качестве «субъекта Российской Федерации». Это невыгодно и экономически (представляете себе, во что нам обойдётся восстановление осетинской экономики?), и политически (не будем наивны: осетины, как только получат все выгоды и преференции от России, немедленно захотят на волю, так бывает со всеми), и во всех прочих отношениях. В идеале Россия должна бороться за то, чтобы Осетинская Республика была признана мировым сообществом как суверенное государство. На территории которого размещены российские войска и военные базы, ходовой валютой является рубль, а собственность принадлежит российским компаниям.
Впрочем, покамест всё это мечты. Вполне возможно, что к вечеру российское руководство, рассыпаясь в извинениях, отведёт войска.
Правда, после этого Россия вряд ли сможет надеяться хотя бы на минимальное уважение даже со стороны Монголии и Новой Гвинеи. Да что там: более опущенной, опарашенной, обосранной страны в мире не останется. После сдачи Осетии мы окончательно станем международными опущенцами.
Константин Крылов