На Западе взорвалась информационная бомба, начиненная вопиющей неполиткорректностью по самый детонатор. Культовый голливудский режиссер, сценарист и продюсер Оливер Стоун, обладатель трех «Оскаров», создатель одного из величайших в истории фильмов о вьетнамской войне «Взвод» (1986) с Томом Беренджером, Чарли Шином и Уиллемом Дефо, революционно-провокационных «Прирожденных убийц» (1994) с Вуди Харрельсоном и Томми Ли Джонсом, а также ряда других знаменитых лент, в интервью британской газете The Sunday Times сделал заявления, на фоне которых недавнее скандальное выступление ветерана журналистского цеха США 89-летней Хелен Томас с призывом к израильтянам уйти из Палестины покажется сдержанной сентенцией. Стоун всегда слыл человеком прямым и неукротимым, однако на сей раз он превзошел самого себя. Похоже, допекли.
В интервью The Sunday Times режиссер сообщил, что евреи, захватившие СМИ в Штатах, создали мощное лобби в Вашингтоне, формируют произраильскую внешнюю политику США, заставляют американцев концентрировать излишнее внимание на Холокосте, а ему, Стоуну, не позволяют «поместить портрет Адольфа Гитлера в исторический контекст» (имеется в виду документальный фильм Стоуна, посвященный фюреру и истории XX века).
По словам мэтра, Гитлер был «чудовищем Франкенштейна», и это означает, что имелся и сам доктор Франкенштейн, в роли которого выступали «германские промышленные круги, многие американцы и британцы». Что касается Холокоста, то Стоун, в частности, заявил: «Гитлер причинил гораздо больше вреда русским, чем евреям, т. к. убил 25–30 млн русских». В своем документальном фильме режиссер намерен исправить все несправедливости, поместив Гитлера и Сталина в верный контекст.
Для тех, кто на основании вышеприведенных откровений «оскароносца» поспешит сделать вывод о том, что Стоун – поганый антисемит, оголтелый англосаксонский фашист и недобитый черносотенец американского пошиба, питающий патологическую ненависть ко всему еврейскому, напомню, что режиссер – сам наполовину еврей (по отцу). Мать Стоуна была француженкой-католичкой, и в знак компромисса родители воспитывали юного Оливера в протестантских традициях. Протестантство как компромисс между иудаизмом и католичеством – конечно, презанятное соломоново решение, но это – личное дело семьи Стоунов. Сегодня 63-летний режиссер считает себя буддистом. Так или иначе, но, вне зависимости от происхождения и религиозных воззрений Стоуна, обвинения в узколобом национальном экстремизме и религиозном фанатизме ему не пришьешь, как бы этого кому ни хотелось. Все фильмы режиссера, даже самые жесткие и внешне чернушные из них, предельно честны и проникнуты духом наднационального и надконфессионального гуманизма. Что, наряду с несомненным талантом, сделало Стоуну имя в Голливуде и принесло ему всемирную славу.
Тем удивительнее слова Стоуна о том, что сегодня ему не дают снять тот фильм, который он хочет. Среди свободолюбивых, либерально настроенных граждан ведь принято считать, что это только в беспросветно тоталитарных странах вроде России государство и его клевреты из числа СМИ нагло вмешиваются в творческий процесс, не дают художнику свободно самовыражаться, навязывая ему, а заодно – и аудитории свою тоталитарную волю и собственное понимание жизни. Но не в такой же цитадели демократии, как США! И, тем более, не в случае с художником масштаба Оливера Стоуна. Ан нет, как выясняется. Бывает и на демократическую старуху проруха. В этой связи остается пожелать режиссеру стойкости и упорства, чего, впрочем, у него и так всегда было в достатке.
Заявления Стоуна о «захвате евреями СМИ в США» я оставлю без комментариев. Для того, чтобы компетентно судить о том, так это или не так, недостаточно, на мой взгляд, лишь перечислить имена американских «медиатитанов» еврейской национальности – таких, как, к примеру, Роберт Айгер (глава The Walt Disney Company, которой принадлежит, в частности, телекомпания АВС), Лесли Мунвес (президент корпорации CBS), Джефф Цукер (президент NBC Entertainment), Самнер Редстоун (глава конгломерата Viacom Inc., включающего в себя кабельные и спутниковые телевизионные сети), Артур Окс Сульцбергер (издатель The New York Times), Джеральд М. Левин (бывший глава конгломерата Time Warner Inc.), да в очередной раз подискутировать на набившую оскомину тему: еврей ли главный медиамагнат современности Руперт Мэрдок или нет? Для того, чтобы компетентно судить о том, кто кого захватил и кто кем манипулирует в США, надо жить в США. Более интересными и знаковыми в данной ситуации мне представляются те слова Оливера Стоуна, которые напрямую касаются нас с вами и нашей истории. Истории Великой Отечественной войны. Такой вольный оборот, как «Гитлер убил 25–30 млн русских», конечно, коробит. Словно речь идет не о человеческих жизнях, а о бюджете фильма – «25–30 млн». Коробит даже с учетом того, что обнародованные недавно Министерством обороны России уточненные данные о людских потерях СССР в Великой Отечественной войне – 26,6 млн погибших – вряд ли можно считать окончательными. С другой стороны, столь ясное представление о той цене, которую СССР заплатил ради победы над фашизмом, в высшей степени похвально для гражданина США, где уже достаточно давно насаждаются мифы о том, что это Америка выиграла войну, и лишний раз демонстрирует принципиальность Стоуна и его стремление докопаться до правды и донести ее до зрителя. Что, надеюсь, удастся ему и в его новом документальном фильме. Который, надеюсь, ему удастся снять.
То, что всех погибших в войну советских людей Стоун называет «русскими», понять можно. Для многих американцев и вообще людей на Западе «русские» – это и все жители бывшего СССР, и все жители нынешних постсоветских государств. Не знают и не понимают они там, на Западе, что на той войне плечом к плечу сражались русские, евреи, украинцы, грузины, татары и представители других национальностей, потому что они были одним народом, защищали одну страну и погибали за нее. Поэтому и все заявления сегодняшних дешевых писак и политиканов с просторов СНГ о том, что Украина-де не начинала ту войну, что Грузия воевала непонятно за что и за кого, что молдаване – проигравшие в той войне и т. п., иначе как паскудством и оскорблением своих соотечественников не назовешь.
Но вернемся к Стоуну и его интервью, в частности, к словам о Холокосте и о том, что Гитлер причинил русским гораздо больше вреда, чем евреям. Безусловно, память обо всех жертвах фашизма священна в равной степени, и «меряться потерями» здесь абсолютно неуместно. Но и преподносить Холокост как главную трагедию Второй мировой войны неуместно в не меньшей степени. С учетом того, что есть страна (пусть и распавшаяся 19 лет назад) и народ, чей вклад в победу над Гитлером и жертвы, понесенные в той войне, несопоставимы с вкладом и жертвами других стран и народов. Нравится это кому-то или не нравится, но это – факт. И на моей памяти Стоун стал первым на Западе культурным и общественным деятелем столь высокого уровня, который громко и четко об этом заявил. Интересно, как прореагируют на его слова американский политический истеблишмент, американская общественность, официальные израильские круги, как быстро запишут наполовину еврея Стоуна в злостные антисемиты и потребуют от него, как от Хелен Томас, официальных извинений? Правда, уволить Стоуна, как Томас, вряд ли получится: Стоун – сам себе начальник.
Ну а заявления режиссера о том, что американцы и британцы наряду с германскими промышленными кругами были «доктором Франкенштейном», создавшим Гитлера, – это хороший ответ тем западным деятелям, которые сегодня пытаются переписать историю, возложить на Советский Союз вину за развязывание Второй мировой войны и ее последствия, уравнять в правах подсудимого – фашистскую Германию – и СССР. Помалкивая при этом и о масштабных поставках вооружений и военных технологий из США в гитлеровскую Германию в довоенные годы, и об активном содействии американских монополий развитию промышленности фашистского государства, и о предоставлении американскими банками выгодных кредитов гитлеровцам, и о политической поддержке Гитлера не только со стороны фашистских организаций США, но и государственных деятелей вроде председателя комиссии Сената по иностранным делам Питтмэна, называвшего Гитлера «человеком мужества и усердия» и «крестоносцем в борьбе против большевизма», и о Мюнхенском соглашении 1938 года, точно именуемом в просторечии «сговором», и о многом-многом другом. Может, потому и помалкивают обо всем этом, суетливо марая одной краской СССР и Третий рейх, что пытаются под шумок скрыть собственную запачканную совесть и запачканные же руки, которые спустя многие годы после окончания войны чище не стали? Однако очевидные вещи не скроешь, как ни старайся, и заявление Оливера Стоуна – очередное тому подтверждение.