Норвежские власти взялись за выдворение чеченских беженцев с истинно советским рвением. В 8 районах Норвегии одновременно прошли полицейские рейды по домам, где живут вынужденные переселенцы из Чечни. В итоге 50 семей были депортированы в Россию. Как утверждают норвежские полицейские, депортация не стала для чеченцев неожиданностью: им предлагали уехать добровольно, но они отказались. В итоге пришлось заламывать руки.
Формальным основанием для выселения стал пересмотр личных дел эмигрантов, подозреваемых в связях с террористами. Незадолго до кампании по репатриации чеченцев депутат Стортинга от партии Прогресса Пер Вилли Амуннсен заявил о необходимости пересмотра политики предоставления убежища.
- Людям с террористическим прошлым не место в Норвегии, - сказал Амуннсен в эфире телеканал TV2. - В прошлом году в Норвегии получили убежище и вид на жительство несколько чеченских боевиков, воевавших против российских войск. Многие из них участвовали в убийствах военнослужащих и милиционеров. Террористы не должны получать здесь тихую гавань. Действующая Конвенция о беженцах должна быть пересмотрена.
Семью Эсет Хабизаевой, легально жившую с Сортленде в течение нескольких лет, попросили из страны после того, как с ней воссоединился ее муж. Хабизаеву с пятью детьми в возрасте от 3 до 17 лет депортировали так быстро, что они даже не успели собрать вещи и игрушки. Проведя ночь в аэропорту Москвы, Хабизаевы уехали в Петрозаводск. Там они находятся и по сей день.
- Они в отчаянии. Не знают, что делать дальше. Надеются, что норвежцы одумаются и впустят их обратно, - сообщили «КП» в правозащитном центре «Мемориал».
Тем временем чеченские резиденты в Норвегии не собираются ждать, когда придет их черед насильственной встречи с родиной и пытаются защищать свои права. Чеченская диаспора Норвегии написала большое письмо на имя премьер-министра страны Йенса Столтенберга. Письмо вывесили в фейсбуке в группе «Independence for Chechnya» («Независимость для Чечни»).
- Были нарушены права чеченских беженцев, их высылали как преступников. Им грозит опасность в России. Им даже не дали оспорить решение норвежских властей в апелляционном совете. Такая бесцеремонная высылка нарушает международные обязательства Норвегии по защите беженцев из других стран. Примером нарушения Европейской конвенции прав человека может служить высылка семьи Абубакара Мужихоева. Он приехал в Норвегию 7 лет назад с женой и четырьмя детьми. Норвежские власти арестовали и выслали его жену и детей, а сам Мужихоев остался в Норвегии. 11-месячный ребенок Мужихоева получил ожоги после того, как норвежские полицейские случайно опрокинули на него чайник с кипятком. Малышу не оказали медицинской помощи, только наложили бандаж. Семью Бараевых подняли среди ночи. Полиция нанесла Бараеву травмы головы и спины. Это насилие над беженцами напоминает то, что творили в Чечне российские солдаты, - говорится в письме. - Складывается впечатление, что нам отказывают в убежище только на основе недоверия и подозиртельности. <...> Мы настаиваем на том, что у беженцев из Чечни и Ингушетии очень мало шансов вернуться к нормальной жизни в России, где их считают политическими врагами. Среди нас большой процент людей с высшим образованием: врачей, писателей, журналистов, агрономов, строителей. Мы можем легко интегрироваться в норвежское общество и принести ему пользу. И вместе помочь тем, у кого проблемы с адаптацией.
ПАРАЗИТЫ ИЛИ ЕВРОПЕЙЦЫ?
Проблемы с интеграцией в европейское общество у выходцев с Кавказа есть. СМИ Австрии, Бельгии, Норвегии не раз писали о хулиганских выходках кавказских эмигрантов. В той же Норвегии в октябре 2005 года сотрудники центра для беженцев в Нордбибратене восемь раз вызывали полицию. Причина - агрессивное поведение чеченцев. Дело дошло до того, что беженцы из Чечни (всего 12 человек) потребовали от обитателей и персонала центра строгого соблюдения мусульманских традиций: все должны молиться Аллаху, пропускать чеченцев первыми, и никто не должен носить шорты. Работники центра даже опасались в одиночестве передвигаться по территории, так как имели место случаи нападения со стороны чеченцев.
В Австрии чеченцы устроили побоище в пересылочном лагере Трайскирхен под Веной. Им якобы не понравилось, что молдавские дети слишком шумели вечером и мешали им спать. В результате драки один человек погиб, 32 были ранены. Усмирять беженцев приехали более 100 жандармов. После побоища министр внутренних дел Австрии издал приказ о выселении чеченцев из Трайскирхена и распределении их по всем австрийским землям (кроме Вены) с тем, «чтобы они не могли образовывать группы».
Летом 2006 года группа из 30 выходцев с Кавказа, вооружившаяся клюшками для гольфа, устроила побоище на дискотеке «Карре-Бич» в бельгийском Остенде. Примеры можно приводить и дальше. Но все это отнюдь не означает, что так ведут себя все кавказские эмигранты.
- У многих чеченских семей успели вырасти дети, пока они добивались статуса политических эмигрантов. Эти дети уже европейцы, с абсолютно другой внутренней свободой и психологией. Возвращение в патриархальную Чечню для них невозможно, - считает член правления правозащитного общества «Мемориал» Светлана Ганнушкина.
Тем не менее встреча с родиной-мачехой для 50 чеченских семей состоялась. В Норвегии им были обеспечены социальные гарантии, медицинское обслуживание, пособия, позволявшие худо-бедно жить и рожать детей в ожидании статуса политэмигранта, а в России их будущее туманно. Шансы на то, что норвежские власти пойдут на попятную и позовут их обратно, равны нулю. Власти Норвегии уже заявили, что будут проводить насильственную высылку чеченских эмигрантов каждую неделю.
За
«Ну не зря же европейские лидеры в унисон заявили о крахе политики мультикультурности. Вот мы видим первые плоды новой, более жесткой миграционной политики Европы. Попытки социализировать и европеизировать мигрантов с Кавказа провалились. Многие из них принципиально не хотят ассимилироваться, предпочитая паразитический образ жизни: получать пособие, бесплатное медобслуживание, льготное жилье и другие гарантии, а самим ничего не делать. В Германии, к примеру, эмигрант из Турции может на пособие содержать не только себя, но и свою многочисленную семью. Зачем ему работать? Пусть вкалывают трудяги-европейцы. Гражданские профессии, на которых заняты в основном беженцы из африканских стран, их не устраивают. Есть еще криминальные способы существования, типа «крышевания» или рэкета, которые выходцам с Кавказа тоже не чужды».
Repatriant
Против
«Очередная крайность европейских бюрократов. Сначала принимаем всех с объятиями, а потом в ужасе шарахаемся от того, сколько успело понаехать. Зачем было впускать людей, мариновать их годами в ожидании заветного статуса, давать статус, чтобы потом вот так бесцеремонно выпинывать из страны, где они уже успели пустить корни, родить и вырастить детей, обрести надежду на лучшую жизнь. Это бесчеловечное, неадекватное и неевропейское решение. Так с людьми не поступают».
Solomeya
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Сегодня в странах ЕС проживают, по разным оценкам, от 200 до 250 тысяч чеченцев. В основном это беженцы, получившие убежище в Европе в 90-е годы. Самые многочисленные колонии расположены в Германии, Польше, Чехии, Австрии, Дании, Норвегии и Бельгии. Впрочем, с каждым годом власти этих стран все с меньшим энтузиазмом пускают к себе чеченцев. Так, в прошлом году Польша предоставила статус беженцев лишь пяти процентам чеченцев, просивших убежище в этой стране.
|
А В ЭТО ВРЕМЯ
Александр Хлопонин пообещал привезти в Красноярский край несколько тысяч кавказцев.
Жители Красноярского края не могут успокоиться уже несколько дней: совсем скоро сюда хлынет поток выходцев с Северного Кавказа, которым обязуются предоставить работу. Каждый месяц, начиная с апреля, из Сибири в Ставрополь будут отправляться список из 4-5 тысяч вакансий. Подробнее.