Миграционные потоки в мире растут из года в год. По данным Международной организации по миграции, что число международных иммигрантов за последние пять лет возросло со 191 до 214 миллионов человек. Прогнозируется, что число людей, переселившихся из одной страны в другую в поисках работы и лучшей жизни, к 2050 г. превысит 400 миллионов. Однако серия арабских бунтов и революций вызвала настоящий переселенческий бум. Арабы, среди которых чрезвычайно велик процент молодежи, готовы идти в новый поход на Европу. Скорее всего, сейчас мы видим только начало этого процесса.
Крохотный итальянский остров Лампедуза подвергся нашествию беженцев из Туниса. Остров с населением в 4,5 тысячи человек давно служит одним из основных перевалочных пунктов для африканских мигрантов, пытающихся перебраться в Европу. Но такого нашествия он еще не видывал: с африканского берега (находящегося всего в 110 км) уже прибыли около шести тысяч человек. И это только начало, поскольку желающих форсировать Средиземное море в дестабилизированном Тунисе становится все больше, а уж в соседней Ливии – и подавно. Из этой страны на территорию Туниса уже переправились более 50 тысяч человек, спасающихся от гражданской войны.
Ливия, в свою очередь, является перевалочной страной для мигрантов из стран, расположенных к югу от Сахары. По некоторым данным, сейчас на ливийской территории находятся более миллиона мигрантов, надеющихся перебраться в Европу. Если гражданская война в стране будет продолжаться, многие из беженцев смогут претендовать на статус политических мигрантов. Это значит, что отказать им в убежище страны ЕС не смогут – придется принимать и размещать. А заодно египтян, марокканцев, йеменцев и всех прочих, у кого на родине случились (или еще случатся) революции или бунты.
Европа не в восторге от таких перспектив. Лидеры трех крупнейших государств Евросоюза – Германии, Франции и Великобритании – уже сделали заявления, суть которых сводится к тому, что политика построения "мультикультурного общества" потерпела крах и надо ужесточать миграционное законодательство.
Такие меры уже разрабатываются. Страны южной Европы предложили ввести единую для всего ЕС систему приема беженцев. При этом Италия пугает тем, что хаос в Ливии может привести к "исходу библейского масштаба": счет иммигрантам пойдет на сотни тысяч. Средиземноморские страны ЕС требуют от Брюсселя принятия программы расселения по всему Евросоюзу людей, ходатайствующих о предоставлении им убежища. Выдвигаются также идеи создания общеевропейской береговой охраны, которая пресекала бы попытки незаконного пересечения морских границ ЕС жителями Африки и Ближнего Востока.
Проблемой противодействия несанкционированной миграции озаботились и в СНГ. В конце февраля эта тема обсуждалась в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Было решено готовиться "к отражению возможных потоков нелегальных мигрантов". Причем эти потоки могут хлынуть по совершенно новым направлениям, например, с Ближнего и Среднего Востока. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил создать "евразийский Шенген" и готовиться к операции "Нелегал-2011".
В России у иммигрантов постепенно выбивают из-под ног экономическую почву. Так, с января этого года иностранцам запрещено торговать на рынках и в аптеках. Тем не менее, по данным департамента труда и занятости, в городе работают около двух миллионов мигрантов, притом что квота Москвы на иностранную рабочую силу составляет 10% от этого числа. Всего же в России, по некоторым оценкам, нелегально находятся более десяти миллионов иностранцев.
Беда в том, что экономическая миграция – явление настолько непреодолимое, что никакие административные барьеры его полностью устранить не могут. Зато оно отлично подчиняется экономическим тенденциям. Если рынок труда съеживается, иммигранты уезжают. Например, в Испании за прошлый год число трудовых мигрантов сократилось более чем на 15%. Ничего не поделаешь: экономический бум в стране закончился, работы и своим не хватает.
России это пока не грозит. Во-первых, экономика растет и безработица находится на приемлемом уровне. А во-вторых, крупные российские города давно и прочно подсели на дешевый труд гастарбайтеров, так что без услуг мигрантов они обойтись уже не могут.