Расширение Евросоюза за счет Болгарии и Румынии грозит Западу новым обострением межнациональных отношений, сообщает NewsInfo. Наглядным примером тому могут служить недавние погромы в Софии. По сообщению болгарской журналистки Елены Лаловой "Насилие в отношении цыган и со стороны цыган – в этом для Болгарии нет ничего удивительного. Но то, что произошло в столице страны, явно выходит за рамки привычного".

По ее данным, несколько сотен цыган с холодным оружием в руках, две ночи подряд громили машины и кафе, выкрикивая явно не толерантные по отношению к болгарам лозунги. С большим трудом волнения были подавлены силами спецназа. Болгарские цыгане дают свою версию произошедшего: таким образом они хотели защититься от скинхедов, которые их якобы избивали. Правда, по данным властей, бритоголовых они почему-то увидели в стражах порядка.

Что же такое происходит в братской солнечной Болгарии, где восторженно принимают гостей из других стран и где к тем же европейцам, включая русских, относятся весьма радушно? Напомним, что из 7,6 миллионов населения страны 650 тысяч составляют цыгане. По свидетельству, руководителя Центра изучения национальных меньшинств в Болгарии Антонины Желязковой, уровень безработицы среди них составляет 71%. Стоит заметить, что почти столько же не заканчивают даже среднюю школу, и почти такой же процент тех, кто живет за чертой бедности, т.е. менее чем на 51 евро в месяц. По другим данным, эта цифра доходит до 90%. По мнению Антонины Желязковой, это и является "питательной средой для обострения отношений".

Однако кто же в этом виноват, неужели болгарские власти, которые долгие годы обвинялись в дискриминации другого национального меньшинства, живущего в стране – турок? Справедливости ради следует сказать, что для решения этих проблем руководство Болгарии сделало все, что ей указывали из Страсбурга. Это и стало одной из причин, почему ее торжественно приняли в Евросоюз. Дело в том, что на выручку новоиспеченным членам ЕС поспешил Всемирный банк, руководство которого напомнило Евросоюзу, что цыганская проблема – один из самых серьезных вызовов Евросоюзу, поскольку ассимиляция цыган продлится не менее одного поколения. Для этих целей была разработана программа "Десять лет интеграции цыган".

Однако, как известно, за все надо платить, в том числе и за игры с толерантностью. Прошло два с половиной года после начала программы. И что же? Как свидетельствует Антонина Желязкова, "предубеждений меньше не стало". Более того, подобные программы вызвали жалобы самих болгар, что цыгане оказались "над законом".

Как бы там ни было, но последние события в стране привели к оживлению радикалов, начавших создание отрядов самообороны и призывающих к ответным мерам.

Напомним, что ранее связанные с цыганской общиной беспорядки вспыхивали и в других странах, например, в Словакии, где из 6 миллионного населения 400 тысяч составляют цыгане и где проблема межнациональных отношений также стоит довольно остро. В некоторых наиболее острых случаях, когда волнения, сопровождаемые грабежами супермаркетов, прокатывались по десяткам населенных пунктов. Для их подавления властям приходилось задействовать крупные силы полиции и войск. При этом, по данным Цыганского комитета, таким способом цыгане хотели привлечь внимание к своему бедственному положению, безработице, отсутствию медицинского обслуживания и возможности получать образование. Однако премьер Микулаш Дзуринда посчитал, что грабежи магазинов явно не политическая акция, а дело рук криминальных элементов.

Что же происходит в странах восточной Европы, а значит и в Евросоюзе в целом? Ситуацию прокомментировал заместитель председателя Комитета по информационной политике Государственной Думы Алексей Островский: "Проблема цыганского меньшинства действительно существует в странах восточной Европы. При этом в прошлые десятилетия таких проблем не возникало. Теперь же ситуация изменилась. Эти страны вступили в Евросоюз, где в отношении национальных меньшинств действуют другие нормы и существуют огромные льготы: их финансируют, дают работу, бесплатное жилье, льготное обучение, помогают организации бизнеса и т.д.

В старых странах Евросоюза национальные меньшинства, в том числе и цыганское, живут на полном гособеспечении. Новые страны Евросоюза еще такого уровня еще не достигли. А законодательство Евросоюза уже распространяется и на них. И это противоречие между нормами и традициями старых членов Евросоюза и реальными возможностями недавно вступивших в него государств и служат катализатором этих конфликтов. И меньшинства своими выступлениями напоминают о своем существовании и требуют немедленно обеспечить им всю полноту тех социальных благ, которые предусматривают нормы Евросоюза. Но при этом какие-то политические силы и группировки могут использовать это объективное противоречие в своих корыстных политических целях".

И действительно, существуют и другие мотивы столкновений. В октябре в Болгарии должны пройти местные выборы. Сплоченная и активная цыганская община давно привлекает внимание разных политических партий, которые вовсю покупают их голоса. Поэтому подобная выходка может демонстрировать растущую политическую активность в ожидании больших, нежели ранее, дивидендов за отданные голоса.

И все же, принимая бывшие страны советского блока в "европейское братство", руководство ЕС, видимо, все-таки не до конца понимало глубину имеющихся там проблем, которые плавно перекочевали на западную толерантную почву и дали свои мощные ростки. Заметим, что впервые "цыганская проблема" проявилась с принятием в Евросоюз Венгрии, Польши, Чехии и Словакии. Таким образом, несколько миллионов проживающих в восточноевропейских странах цыган, большая часть из которых находится за чертой бедности, тут же стали самой настоящей головной болью для всей Европы.

Однако выясняется, что во многих случаях проблема эта не столько экономическая, сколько этническая. Не секрет, что группировки скинхедов в этих странах особенно выделяются даже на общеевропейском фоне. Для той же Чехии это весьма серьезная проблема, сильно шокирующая западное толерантное общество.

Стоит заметить, что еще до вступления в Евросоюз комиссар ЕС по вопросам занятости и социальных проблем Анна Диамантопополо предупредила цыган, что ЕС будет преследовать традиции этого народа, нарушающие права человека: куплю-продажу жен, отказ отправлять детей в школы. Однако ее голос, видимо, не был услышан значительной частью цыганской общины. На интеграцию цыган в каждой из стран потрачены колоссальные средства, в чем воочию сумели убедиться еврокомиссары.

Однако воз и ныне там. Большинство цыганских детей по-прежнему нигде не учатся и в связи с этим не могут овладеть ни одной профессией, позволяющей им зарабатывать необходимые для жизни средства. Таким образом, интеграция цыганского населения в Европу произошла однобокая, "экономическая". Однако выдержит ли ее экономика все возрастающий груз социальных проблем, связанных с наличием в Европе и других национальных меньшинств и не вызовет ли иждивенческое положение одних ненависти у других? Вопрос остается открытым.

Сергей Балмасов


Источник