На этой неделе чиновники вновь сотрясали воздух громкими цифрами. Как сообщил директор Департамента госархстройконтроля г. Астаны Владимир Лютов, «на конец августа в Астане зарегистрировано 940 строящихся объектов, из которых: 16 гостиниц, 269 многоквартирных жилых домов, 50 административных и 28 общественных зданий, 42 торговых и 44 производственных помещения. Полным ходом идет строительство 15 объектов здравоохранения и 24 - образования. На 19 строительных площадках возводятся объекты культуры и религиозного назначения». По словам заместителя акима столицы Сергея Хорошуна, «в 2007-2008 гг. будет снесено более 50 тыс. квадратных метров аварийного и ветхого жилья, спроектировано и построено 165 тыс. метров. В результате реализации программы реконструкции Астаны жилищный фонд столицы возрастет на 895 тыс. квадратных метров». Не менее восторженно сообщил о перспективах госпрограммы развития жилищного строительства в РК заместитель председателя Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и торговли РК Николай Тихонюк: «Согласно прогнозам Комитета, планируется сдать 17,5 млн. квадратных метров жилья, что на 3 млн. выше запланированного!».

Размах и темп строительства не могут не производить впечатление. Но, кичась цифрами, наши чиновники предпочитают замалчивать те недостатки и просчеты, которые все это сопровождают и с каждым годом которых становится все больше. При этом просчеты и ошибки эти становятся настолько очевидны, и они так сильно лезут в глаза, что не замечать их простительно разве что слепому. Речь о внешнем облике наших новостроек.

Для внешней отделки зданий сегодня повсеместно используются сборные фасадные системы. Считается, что применение этих систем позволяет на долгие годы сохранить презентабельный внешний облик здания и обеспечить его дополнительной теплоизоляцией, что, согласитесь, в условиях нашего климата немаловажно. Зарубежные фирмы-поставщики конструкций гарантируют качество и прочность своих материалов на несколько десятилетий. Но вот парадокс: в казахстанской столице не проходит и года после сдачи очередной новостройки в эксплуатацию, как ее внешняя отделка трещит по швам и осыпается на глазах. Серьезный дискомфорт при этом ощущается как внутри (поселившиеся к своему несчастью в ней люди начинают ощущать неприятный холод стен «утепленного» дома), так и снаружи (падение одной такой плиты под определенным углом с высоты 5-6 этажа сродни гильотине для случайного прохожего). Человеческих жертв в Астане, говорят, к счастью, пока не было, а вот машинам, припаркованным в непосредственной близости от домов, доставалось не раз.

При этом, как опять же ни парадоксально, спросить за происходящее не с кого: следы ответственности за некачественно выполненную работу теряются уже на первых этапах ее выполнения. Да, впрочем, и разбираться в аномалиях столичных стен сегодня, как выясняется, некому: несмотря на широкоприменяемые модные технологии, специалистов, разбирающихся в них досконально и способных проконтролировать процесс, что называется, «от и до», в Казахстане… нет.

Сегодня одна из серьезных проблем, на которой заостряют внимание производители фасадных систем, - засилье на казахстанском рынке подделок под их бренды. Большинство строительных фирм в целях экономии стараются избегать необходимости приобретения фасадных систем полностью. Скупают что подешевле, частями, докупая недостающие детали на строительных барахолках. Так, на стороне приобретается утеплитель, крепеж и др. Соседний Китай гонит в Казахстан этот материал огромными партиями. Раскупается он влет, поскольку стоит намного дешевле оригинала, а отличить его от требуемого изначально для той или иной конструкции очень сложно, да и некому. Нет сегодня в Казахстане механизма, который мог бы отсекать фальсифицированный строительный материал еще на подступах к строительным площадкам. Проблемы себя долго ждать не заставляют. Утеплитель, приобретенный на стороне по дешевке, выдувается из стен нашими ветрами уже через год-два. (Самый яркий пример - печально знаменитый жилой комплекс для бюджетников «Семь бочек», где в первую же зиму ветры выдули весь утеплитель и стены домов стали промерзать буквально насквозь). Но если применение «левого» утеплителя грозит лишь неожиданным дискомфортом для обитателей дома, то использование «левого» крепежа конструкций чревато уже куда более серьезными последствиями. Такая экономия может привести к полному обвалу фасада. Такие случаи были в российской столице, где применять сборные фасады стали на несколько лет раньше нас.

Сегодня наученная горьким опытом Россия стала более жестко охранять свой рынок от левого товара. На строительных площадках Москвы используются исключительно запатентованные и сертифицированные фасадные системы, на которые имеются технические свидетельства. Каждая фасадная система просчитывается и вымеряется компьютерным методом, под каждый отдельно взятый проект индивидуально (Это важно, поскольку мы отошли от советских принципов типовой застройки и каждое новое сооружение требует к себе повышенного внимания ввиду своей оригинальности и малоизученности). В Казахстане большая часть используемых материалов не проходит обязательных испытаний и не имеет сертификатов. Что крепится, можно ли это крепить на тот или иной дом, как себя поведет дальше конструкция - вопросы в большинстве своем риторические.

Но даже если на территорию той или иной строительной площадки завезут качественный материал - это еще не залог успеха. Еще одна серьезная проблема, и, может быть, самая главная на сегодняшний день, - неграмотный монтаж и последующая эксплуатация фасадных систем. Сегодня фасады наших новостроек в большинстве своем дело рук «диких бригад». Гастарбайтеры-самоучки готовы за копейки в кратчайшие сроки выполнить работы, требующие максимального профессионализма, навыка и постоянного совершенствования знаний (а технологии фасадных конструкций совершенствуются год от года). Сборные фасадные системы относятся к конструкциям, потенциально несущим опасность в эксплуатации, и привлекать к их монтажу непрофессионалов (а это делается сегодня повсеместно) - сродни преступлению. Но, увы, профессионалам, даже будь они сейчас в наличии, при таком раскладе дел на рынке делать нечего, им в нем не выжить.

Демпинг «диких бригад» сегодня жесткий, а заинтересованность в дешевизне и меньших затратах со стороны компаний - главная цель всего строительства. Исправить ситуацию, если кто-то на это решится, будет невероятно сложно. Нужно ломать психологию тех, кто строит. Недавно несколько отечественных компаний по производству фасадных систем, озаботившись ситуацией, решили создать на базе КазГАСА в Алматы профшколу для обучения тех самых «диких бригад» монтажным работам. Из нескольких сотен работающих в Казахстане компаний интерес к проекту проявили лишь… шесть. Менять психологию сегодня не выгодно.

На несколько лет раньше Казахстана применять в строительстве вентилируемые фасадные системы стала Россия. И сразу же столкнулась с проблемами ничуть не меньшими, чем на сегодняшний день имеем мы. Для того чтобы узнать, как сегодня обстоят дела у соседей и какие выходы из сложившейся ситуации они могли бы предложить, наша газета связалась в Москве с генеральным директором одной из крупнейших российских фирм-производителей комплектующих для фасадов, гидроизоляции и кровли ООО «ДИАТ-2000», кандидатом технических наук Евгением Цыкановским.

- Евгений Юльевич, актуальна ли для России сегодня проблема некачественного проектирования, монтажа и последующей эксплуатации вентилируемых фасадных систем и в целом облицовочных фасадных материалов?

- Эта проблема актуальна по-прежнему. Причем, по нашим наблюдениям, эта проблема есть на всей бывшей территории СССР. И связана она, в первую очередь, с максимальным желанием Заказчика удешевить строительство. В том числе и за счет фасадных работ. Причем происходит это отнюдь не из-за слабой покупательной способности населения. Вы же не станете покупать, к примеру, самый дешевый электрический утюг, вернувшись с похорон человека, убитого электрическим разрядом во время того, как он гладил именно таким утюгом? Я думаю, что вы изыщете несколько лишних рублей и купите нормальный утюг. То же самое с фасадом. Я расцениваю ситуацию, сложившуюся на фасадном рынке, как предельно неуважительную по отношению к финишному покупателю. Поясню: чаще всего человек копит (или, при наличии ипотеки, работает) на квартиру достаточно долго. Иногда всю жизнь. И вот он купил - и что он имеет? 1) Возможность обрушения облицовки в любой момент; 2) через весьма ограниченное количество времени - абсолютно некомфортное проживание; 3) грубейшие нарушения пожарных (напомню, написанных кровью) и гигиенических норм. И так далее и тому подобное. Знал ли об этом Инвестор или Заказчик? Если нет, вопрос - как он может заниматься производством услуг (в данном случае строительства домов), не разбираясь в предмете продажи и ориентируясь только на один критерий - на цену. Если да, то тогда - это просто циничный преступник.

- Как часто в российской столице происходят несчастные случаи или ЧП, причина которых - неправильная эксплуатация фасадных конструкций? Кто в таких случаях несет ответственность за произошедшее?

- На моей памяти таких случаев не мало. В том числе и с возбуждением уголовных дел. По закону ответственность делится между Техническим Заказчиком и Проектировщиком. И все заверения Проектировщика, что Заказчик не заплатил за дорогую конструкцию, не являются обоснованием для оправдания в суде. Недаром Заказчик настаивает на внесение некачественных конструкций именно в проект. Потому что тогда все «сделано по проекту».

- На ваш взгляд, каковы главные причины бед казахстанских новостроек, фасады которых после сдачи объектов в эксплуатацию не проживают порой даже года?

- Причин, как правило, пять: 1) предельно низкая стоимость; 2) нереальные сроки строительства; 3) отвратительное качество строительного основания; 4) отсутствие авторского и технического надзора и контроля компетентных государственных органов; 5) низкая квалификация монтажников. Как видно из перечисленного, задействованы практически все звенья строительной цепочки. Это могло бы напомнить преступный сговор, если бы не искренняя убежденность строителей, что «они всегда так строили». Но почему же тогда не посещает эти горячие головы мысль, что и они сами могут жить в таком «жилье»?

- Евгений Юльевич, как в России, и в частности в Москве, решаются вопросы безопасности последующей эксплуатации фасадных конструкций, кто и на каких этапах осуществляет контроль над проектировкой, монтажом и последующей эксплуатацией таких конструкций?

- Весь контроль безопасности строительства прописан в «Строительных нормах и правилах». Но можно выделить этапы или «контрольные точки» этого процесса: 1) экспертиза проекта; 2) введение на государственном уровне требований к фасадам с переводом этих конструкций в категорию «ответственных»; 3) проектирование фасадов лицензированными проектными организациями; 4) эффективный авторский и технический надзор; 5) компетентная работа госархнадзора; 6) срок ответственной коммерческой гарантии на работы Подрядчиком не менее 10 лет; 7) принятие работ будущей службой эксплуатации здания или взятие здания в дальнейшую эксплуатацию Заказчиком-Инвестором. Кстати, опыт подсказывает, что последнее наиболее эффективно.

- В Казахстане все чаще заговаривают о необходимости введения лицензирования на проведение фасадных работ. Как вы считаете, эта норма способна будет исправить ситуацию и лицензируется ли эта деятельность в России?

- Вопрос не однозначный. Ибо еще Салтыков-Щедрин сказал, что «строгость российских законов вполне компенсируется необязательностью их выполнения». К сожалению, не потеряла эта фраза актуальности до сих пор. С другой стороны, между гастарбайтерами и потребителем встает дополнительное звено - лицензированная фирма. Которую, в отличие от гастарбайтеров, можно привлечь к ответу.

Вторым способом (может быть более эффективным), мне кажется, массовая подача потребителями заявлений в суды о нарушении своих прав. Разорится пара нечистоплотных Заказчиков на переделках - всем будет наука!

 


КОММЕНТАРИЙ:


Григорий Красников, редактор республиканского еженедельника «Строительный вестник»:

- Сами по себе вентилируемые фасады неплохо себя зарекомендовали в мире, но, как и любая другая вещь, они способны доставлять как удобства, так и нести серьезные проблемы. Это как, скажем, ножницами можно резать ткань, а можно убить человека. Неграмотный монтаж фасада приводит к тому, что через несколько лет он перестает обладать теми свойствами, ради которых монтировался. С монтажом и последующей эксплуатацией фасадов положение настолько сложное, что летом этого года в рамках проходившей в столице международной строительной выставки «АстанаБилд» представители компаний, производящих навестные фасадные системы, приняли решение обсудить эту проблему. Наша редакция организовала «круглый стол». Собралось около тридцати производителей: U-kon, Isover, Митра-НС, Rokwool, Диат и др. Интерес к мероприятию проявил Комитет пожарной безопасности. Дельных предложений о возможных путях решения проблемы прозвучало тогда немало.

Высказывалось мнение и о необходимости совершенствования законодательной базы. Говорили специалисты и о том, что давно пора вводить лицензирование на работы, связанные именно с монтажом фасадных конструкций. Такая мера в какой-то степени помогла бы устранить с рынка «дикие бригады». При этом делался акцент на то, что уровень квалификации монтажников должен соответствовать уровню технологии монтажа той или иной системы. Говорилось и об увеличении роли государства в контроле за качеством проведения работ, о необходимости наделения повышенными полномочиями контролирующие структуры. Ведь государство действительно утратило свои контролирующие функции. Если раньше оно было основным заказчиком, то сейчас у него лишь процентов десять от всего строящегося жилья в стране. Сегодня вообще очень сложно говорить о каком-либо контроле. Доходит порой до абсурда. Недавно встретил знакомого. Он поделился радостной новостью: выиграл тендер на отделку фасада многоэтажки. Но не всего фасада, а только… одной стены. Остальные три должны делать другие компании. И такое положение дел считается нормальным. Одну стену делают монтажники одной компании, другую - другой, на третьей и четвертой - висит вообще непонятно кто.

Отследить впоследствии, кто и что делал, кто и за что в случае чего должен нести ответственность, сложно. Специалисты все чаще говорят о необходимости применения карт выполненных работ, в которых каждый этап и люди, его выполняющие, расписывались бы досконально. Но такое требование опять же должно быть законодательно закреплено.

Светлана Тукмакова


Источник