Власти Таджикистана признают, что почти все действующие в стране группировки наркоторговцев связаны с полицейским руководством. Стражам порядка удалось задержать трех высокопоставленных чиновников МВД, которых подозревают в работе на наркомафию.

Шокирующее заявление о контроле полицейскими боссами наркобизнеса в стране сделал в четверг директор Агентства по контролю за наркотиками (АКН) республики Таджикистан Рустам Назаров. По его словам, за 2011 год АКН удалось ликвидировать четыре банды наркоторговцев, а еще 15 "находятся в разработке", передает "Интерфакс".

"Почти во всех группировках, занимающихся наркотрафиком, есть люди из правоохранительных органов, которые, что называется, "крышуют" эти преступные деяния, сами при этом становясь преступниками, - сказал в ходе пресс-конференции Рустам Назаров. - У таких людей нет ни совести, ни офицерской чести".

Он оценил последнюю операцию Агентства по борьбе с коррупцией по задержанию наркодилеров как "проведенную с высоким профессионализмом". Среди 12 подозреваемых трое оказались высокопоставленными офицерами МВД Таджикистана. Причем один из этих полицейских - Фаридун Умаров - является младшим братом действующего заместителя председателя госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана Мансура Умарова.

Вместе с Умаровым были задержаны майор полиции Зафар Мирзоев, начальник отдела управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Таджикистана, а также Тохирхон Шеров, возглавлявший отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств столичного УВД.

Все трое полицейских боссов подозреваются в "покровительстве" наркоторговцам. В частности, за крупные взятки они избавляли наркоторговцев от уголовной ответственности.

Арестованным, возглавлявшим отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в разных городах республики, уже предъявлено обвинение. Им грозит до 20 лет лишения свободы каждому.

Фаридун Умаров, который возглавлял отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ОВД Фархарского района Хатлонской области, по данным следователей контролировал наркотрафик в приграничных с Афганистаном районах Хатлонской области, а также в Душанбе. Для этого он создал банду, в которую входили сотрудники полиции и спецслужб.

Первоначально был арестован известный в криминальных кругах наркобарон Рустам Хаитов, передает телерадиокомпания BBC. Оперативники задержали его с 42 килограммами наркотиков. Судя по всему, именно он сообщил следователям о том, что часть незаконного груза принадлежала Фаридуну Умарову.

Родственники крупных чиновников предпочитают наркобизнес

Это не первый крупный скандал в Таджикистане, когда членов семьи высокопоставленных чиновников ловят на торговле наркотическим зельем. Наиболее резонансным за последнее время стало дело осужденного в России за контрабанду наркотиков Рустама Хукумова, отпрыска одного из самых влиятельных таджикских чиновников, главы Таджикской железной дороги Амонулло Хукумова. Кроме того, Хукумов является родным братом мужа дочери главы Таджикистана Эмомали Рахмона.

В конце 2011 года московский областной суд оправдал Хукумова, отсидевшего к тому времени около трех лет в российской тюрьме.

Наблюдатели связывали уголовное дело против Хукумова со скандалом вокруг ареста российских летчиков в Таджикистане. Эксперты не исключали, что Душанбе может потребовать освобождения Хукумова в обмен на задержанных в Таджикистане пилотов российской авиакомпании. Однако МИД России категорически отвергал предположения о ведении подобных переговоров. Тем не менее, сына влиятельного чиновника среднеазиатского государства оправдали и освободили после такого же освобождения российских пилотов.

Рустам Хукумов и еще трое граждан Таджикистана были задержаны сотрудниками российского антинаркотического ведомства в 2008 году. Согласно материалам уголовного дела, 24-летнего сына таджикского политика арестовали в момент, когда он вместе с сообщниками расфасовывал наркотики.

Предвыборное наступление на наркомафию

Наркотики, следующие транзитом через Таджикистан, активно "завоевывают" Европу. Из Афганистана на улицы европейских городов поступает примерно три четверти продающихся там опиатов.

Небольшие партии опиума и героина прячут в автомобили или выдают курьерам, которые провозят их в Россию и далее в Европу. Нередко наркотики провозят в собственном желудке, упаковав их в презервативы. Иногда резиновая упаковка разрушается под воздействием желудочного сока, и тогда "живой контейнер" обречен на гибель. За смертельный риск курьеры-"глотатели" получают примерно 300 - 400 долларов. В Москве же один грамм героина стоит в среднем 150 долларов.

По сведениям главы АКН Рустама Назарова, в 2011 году совместно со спецслужбами Афганистана, Киргизии и России было проведено 42 совместных операций по пресечению наркотрафика, в ходе которых было изъято 672,1 килограмма наркотиков. Всего же в Таджикистане за прошлый год было выявлено 927 преступлений, связанных с наркотиками.

Стремление искоренить "наркодилеров в погонах" власти Таджикистана стали предпринимать на фоне подготовки к выборам главы государства в 2013 году. Подобная кампания по борьбе с преступностью может привести дополнительные политические дивиденды бессменному лидеру страны Эмомали Рахмону, пишет газета "Коммерсант".

Аресты чиновников последовали после того, как на прошлой неделе Рахмон призвал подчиненных не щадить в борьбе с коррупцией никого, даже его семью. "Совершил что-то мой сын - привлекайте к ответственности, совершил сын другого высокопоставленного чиновника - привлекайте к ответственности. Закон для всех един", - сказал тогда глава государства.

Добавим, что протяженность таджикско-афганской границы составляет 1344 километров. По данным ООН, до 20% афганских опиатов проходит транзитом через Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. В 2011 году в Таджикистане из незаконного оборота изъято свыше 4 тонн наркотиков.