Празднично-выходным полднем 3 мая в Твери, у памятника Благоверному Князю Михаилу Тверскому, что на Советской площади, собралось около пятисот человек. Пришли, чтобы выразить несогласие с ходом расследования массовой драки между русскими и азербайджанцами, произошедшей 28 апреля у одного из городских развлекательных центров. Дралось около полусотни человек, четверо русских были доставлены в реанимацию с различными ранениями, в том числе и от травматики. Сейчас следствие, задержав одного подозреваемого азербайджанца, квалифицирует это побоище как «хулиганство», с чем многие в городе не согласны.
- Это будет одиночный пикет родственников парней, раненых в драке. Ведь это проходит как «хулиганство», на самом деле это – «покушение на убийство», - депутат Тверской городской думы, коммунист Максим Жирков вынырнул из толпы на встречу корреспондентам «КП».
- Да что вы, это абсолютно не политическая акция, - отмахнулся Максим Жирков. – Люди возмущены вот и пришли. Это все родственники и друзья пострадавших. Никаких ведь призывов не было ни в соцсетях, ни в блогах. Все собрались по звонку.
Особый тон ситуации придавало то, что мужчины, пришедшие на площадь, были преимущественно одеты в спортивные одежды с российской символикой - многие, как и пострадавшие в драке, спортсмены.
- Человек пятьсот пришло, - прикинул на глаз один из полицейских, дежуривших у памятника.
Вообще обстановка у памятника, не смотря на сдержанность собравшихся, была как натянутая струна. Чувствовалось, что люди серъёзно взвинчены не только происшествием у ночного клуба, но и тем, что подобные ЧП в городе происходят с завидной регулярностью.
Не похоже это было ни на митинги несогласны, ни на мирную демонстрацию первомая. Женщин практически не было. Были мужики и юноши – ребята с нашего района, которые выкроили время в своих первомайских выходных прийти и выразить свой протест. Кстати, мероприятие не было санкционировано властями. Дежурившие по периметру площади полицейские и сидевшие в УАЗике омоновцы зорко следили за происходящим.
- Если бы подали заявку на официальный митинг, мы бы им не отказали, - пояснил корреспонденту "КП" глава администрации Твери Валерий Павлов, он стоял чуть поодаль от митингующих.
- Ребят, а вы почему сегодня здесь? – пытаюсь заговорить с одной группой молодых людей в тренировочных костюмах.
- Без комментариев, - отрезают те и отворачиваются.
- Мы разговаривать не хотим, - отнекиваются другие.
Интервью пришедшие категорически не дают.
Зато удается поговорить с депутатом из Осташковского района, который не желает представляться, но специально, ради этой народной мужской сходки приехал (кстати, из районов области приехало много народа).
- Жить невозможно стало. Русских бьют. Я своих дочерей в Москву учиться отправил. Там такого произвола нет. Хоть к генералу, хоть к прокурору на прием попасть могу, а здесь нет. Все коррумпировано. Хочу чтоб ситуация изменилась.
- Это ж надо убийство на «хулиганку» заменили, - потихоньку между собой перешептываются-переговариваются мужчины в разных местах.
К половине первого «пятачок» вокруг памятника заполнен на 100 процентов.
Вдруг несколько человек берут большую скамью, что стоят по периметру памятника, переносят поближе к монументу.
- Зачем это? – загудели в толпе.
- Подписи тут собирать будут, - поясняют гулом им в ответ.
Над Советской раздается гул моторов.
- Байкеры приехали! - прошелестело над площадью.
Брутальные парни на «железных конях» описывают круг вокруг «пятачка» с памятником, тормозят. Их около двадцати. На спинах волки и огонь – колоритные персонажи.
Наконец на постамент перед памятником поднимаются несколько человек с мегафоном.
- У-У! – приветствует толпа.
Становится понятно - вместо пикета будет митинг.
- Мы не должны допустить! Мы коренное население! – долетают до галерки воззвания лидера одного из городских общественных организаций Ивана Капашева.
- Мне стыдно, когда мне в родном городе говорят: русский урод. А мы ведь -коренное население, - возмущался ещё один оратор.
Толпа одобрительно свистела и хлопала.
После зажигательных речей собравшимся было предложено подписать обращение к президенту страны с просьбой разобраться с тверской ситуацией.
Подписав воззвание люди стремительно покидали площадь, всё-таки праздники.
Из окон УАЗика за мужчинами зорко следил ОМОН, а по площади прогуливались полицейскими из других подразделений.
- Мы удовлетворены итогами акции. Подписей собрали много. Подсчитываем. Обращение направим не только президенту, но и лидерам некоторых политических партий, плюс Уполномоченному по правам человека в РФ и губернатору Тверской области. Если нам удастся перевести это дело из простой «хулиганки» в межнациональный конфликт, это позволит заявить о проблеме на всю страну. Ведь то, что происходит в Твери, есть во многих российских городах, - заявил в интервью «КП» после завершения митинга-схода Иван Капашев.
Из досье «КП»:
Стычки на межнациональной почве, произошедшие в Тверской области в последнее время:
Январь 2012 года двое русских парней после разборки с азербайджанцами (не поделили дорогу) в центре Твери попали в больницу с ножевыми ранениями.
Октябрь 2012 года, около 70 русских парней устроили массовое избиение гастарбайтеров - восемь побитых узбеков и таджиков оказались в больнице.
Ноябрь 2012 года в Конаково, во время разборок с армянами (поссорились из-за девушки), от удара ножом в сердце погиб русский парень.
Цитаты из открытого письма:
...в Твери на протяжении нескольких лет происходит с каждым разом все более усугубляющая ситуация – молодые представители азербайджанцев организовались в преступную группу, которая решает вопросы с помощью поножовщины и стрельбы в безоружных людей, при этом оставаясь безнаказанными при попустительстве силовых структур ( УВД, ФСБ, Прокуратуры).
В ночь на 28 апреля 2013 г. Произошла вопиющая ситуация – студенческая ссора переросла в массовую драку с применением холодного и огнестрельного оружия со стороны азербайджанцев. Четверо русских молодых людей были госпитализированы с колото-резаными и огнестрельными ранениями в отделение интенсивной терапии. Азербайджанцы не пострадали.
Эта очередная резня, как и все предыдущие случаи с участием этой группы азербайджанцев была квалифицирована как хулиганство коррумпированными сотрудниками силовых структур.Эта безнаказанность порождает все большую наглость со стороны распоясавшихся молодых людей, которые решают все свои вопросы с помощью денег своих родителей...