Экипажи «скорой помощи» во Владикавказе 13 августа провели вторую за полгода забастовку. Водители и врачи недовольны низкими зарплатами и постоянными переработками. Региональные власти пообещали создать комиссию, которая должна разрешить претензии сотрудников. Врачам и водителям уже пообещали «стимулирующие надбавки».

Первыми во Владикавказе забастовали водители машин «скорой помощи». 8 марта около 50 человек отказались выйти на работу и собрались около станции своей службы. В течение дня город с населением более 300 тысяч жителей обслуживали всего четыре экипажа «неотложки», которые выезжали только на экстренные вызовы. Тогда, в марте, конфликт завершился тем, что в «скорую помощь» прислали трудовую инспекцию. По итогам проверки выяснилось, что водителям действительно приходилось перерабатывать. В связи с этим руководство «скорой помощи» оштрафовали на 30 тысяч рублей.

Недовольство рядовых сотрудников от этого, разумеется, не исчезло, и уже в конце мая водители снова вышли на акцию протеста. На этот раз «скорая» работала в прежнем режиме — повышения зарплаты и сокращения рабочих часов пришли требовать только сотрудники, которые не были заняты в тот день на работе. Водители заявили, что власти так и не повысили им жалование. Кроме того, по их словам, хотя в апреле переработки сократились, вместе с этим упала и зарплата.

«Если взять переработку, то у каждого водителя в среднем в месяц „набегает“ 80 часов сверхурочной работы, но никто за это ничего не получает. В итоге наша зарплата не соответствует тому графику и напряженному режиму, в котором мы все работаем», — рассказал водитель Руслан Цараев. Водители жаловались и на то, что при приеме на работу с ними не только не заключили контракт, но и попросили написать заявление на увольнение с открытой датой.

Кроме того, по словам водителей, автомобили им приходится ремонтировать за свои деньги. Нехватка деталей приводит к тому, что часть экипажей, которых и так не хватает, не может выйти в смену. По нормам Владикавказ, где проживает 340 тысяч человек, должны обслуживать 34 экипажа скорой помощи, тогда как в реальности на смену заступает в два раза меньше — 16-17 экипажей. Как отмечает «Кавказский узел», два года назад норматив соблюдался, но потом закупленные «ГАЗели» начали ломаться и машин стало не хватать. В результате «скорые» приезжают на вызовы с опозданием, из-за чего возникают конфликты с пациентами. «Моего мужа, который 27 лет работает детским врачом, родственники погибшего ребенка избили из-за того, что машина три часа ехала на вызов. Но врачи не виноваты в том, что нет автомобилей!» — рассказала Life News жена одного из врачей Марина Такоева.

Кроме того, сотрудники службы скорой помощи обращали внимание на то, что, несмотря на нехватку экипажей, им приходится обслуживать не только Владикавказ, но и жителей селений Ногир и Михайловское, поселка Алханчурт (то есть дополнительно еще 25 тысяч человек). Дело в том, что в этих селениях установлены городские телефоны и при звонке «03» абонент попадает на городскую Службу скорой помощи.

Недовольство водителей касалось и неприемлемого состояния станции. «Причиной забастовки стали и антисанитарные условия на станции, в частности, в раздевалках, в которые в дождь невозможно бывает зайти из-за протекающей крыши и плесени на стенах, а также отсутствие мойки. Зимой у нас щетки замораживаются, когда мы моем машины», — рассказывал «Интерфаксу» водитель Руслан Борнацев.

13 августа началась вторая за полгода забастовка сотрудников «скорой помощи» во Владикавказе. На этот раз на маршруты отказались выходить не только водители, но и медики. Вместо 17 экипажей в смену вышли только восемь машин, остальные сотрудники отказались работать до тех пор, пока руководство не прислушается к их требованиям. Как указывали бастующие, в июле из-за перехода на новую систему оплаты труда их реальная зарплата сократилась. «Базовую зарплату нам увеличили с 5 до 8 тысяч рублей. Однако при этом сняли все надбавки и дополнительные выплаты, в результате чего в июле наша зарплата не дотянула даже до 12 тысяч рублей, которые у нас были в апреле и мае», — рассказала одна из врачей.

«Нам обещали, что после перехода на новую систему оплаты труда мы будем получать повышенную зарплату. Между тем если до этого мы получали 19 тысяч, то сейчас получили 13, то есть работаем, как прежде, а получаем, как санитары», — сказала РИА Новости врач Елена Плиева. Участники забастовки утверждают, что водителям зарплату урезали с 12 до 9 тысяч рублей.

Главврач Борис Хубаев назвал забастовку своих подчиненных спланированной провокацией. По его словам, все врачи и водители получают зарплату с учетом стажа. Врачи со значительным стажем, по его словам, получают 35 тысяч рублей. Несмотря на заявление главврача, представитель министерства здравоохранения Северной Осетии пообещал, что бастующим сотрудникам «скорой помощи» выплатят «стимулирующие надбавки». Кроме того, руководство республики решило создать комиссию, которая займется урегулированием конфликта. В нее войдут представители Минздрава, мэрии Владикавказа, фонда обязательного медстрахования и сами сотрудники «скорой помощи». Судя по всему, 14 августа водители и врачи уже не бастовали. Во всяком случае сообщений о том, что экипажи не вышли на работу, не появлялось.

По данным компании «Финэкспертиза», Северная Осетия занимает второе место по дефициту финансирования бесплатной медицинской помощи. Со ссылкой на отчет Минздрава РФ аналитики сообщили, что потребность в финансировании соответствующей территориальной программы составляет 5,6 миллиарда рублей, в то время как в реальности на нее расходуется лишь 3,3 миллиарда в год.

Владикавказские сотрудники медицинской службы — не первые, кто устраивает акции протеста в связи с недовольством рабочими условиями. В 2013 году уже прошли забастовки медиков в Ижевске, Архангельске и Кирове.

 

Владимир Цыбульский