В Кыргызстане бьют русских. Бьют жестоко, систематически и целенаправленно. Ежедневная сводка происшествий по республике буквально пестрит соответствующими сообщениями. Но… Эти сообщения остаются только сообщениями. Никаких действенных мер, органы правопорядка не предпринимают. Нет на это соответствующей резолюции сверху. И это дело не только сегодняшнего дня. Направленный геноцид, а иначе это просто и назвать нельзя, продолжается вот уже порядка двух с половиной - трех лет. Но власти молчат. А почему?
На этом фоне буквально издевательски прозвучало для всех жителей Кыргызстана русской национальности прошлогоднее сентябрьское послание К.Бакиева к народу и парламенту. Наш президент начал свой спич с подведения итогов проделанной руководством республики работы за годы его президентства. Здесь было в частности отмечено, что граждане стали жить ощутимо лучше. "Исчезла тревога, страх перед будущим. Появилась уверенность в собственных силах. Растет национальное самосознание, ощущение национального достоинства", - констатировал Курманбек Бакиев.
Между тем каждый и в первую очередь сам Бакиев сегодня должен понимать, что обретение национальной идентичности не может и не должно сопровождаться откровенным расизмом. А именно этот процесс по отношению к представителям не титульной нации мы сегодня наблюдаем в современном Кыргызстане. Да и нечестно это как-то по отношению к дружественному партнеру и стратегическому союзнику в лице Российской Федерации. Дальнейшему улучшению отношений с россиянами, уверен, такой немой подход кыргызских властей к решению существующей и взрывоопасной проблемы не послужит.
Вместо того чтобы с одной стороны якобы кулуарно, а с другой - явно показательно искать заказчика и кукловода в ситуации с отношением местных кыргызов к славянам, обвиняя в этом именно почему-то россиян, следует провести хотя бы поверхностный анализ для того, чтобы все встало на свои места. Тем более это актуально на современном этапе, когда Кыргызстан, по мнению многих аналитиков, стоит на пороге очередного кризиса, по сравнению с которым "тюльпановая революция" 2005 года покажется детской шалостью.
Как известно, Кыргызстан традиционно делится на Север и Юг, а соответственно на южных (Ферганская долина) и северных (Чуйская и Таласская долины, Центральный Тянь-Шань, Прииссыккулье) кыргызов, между которыми так же традиционно существуют межплеменные и межрегиональные противоречия. Юг республики всегда был монолитен в отношении культуры и религии. Из Северного Кыргызстана в Южную уже в пору СССР направлялись партийные работники и специалисты в различных областях, так как Север раньше вошел в состав Российской империи. Здесь стали создаваться хозяйства русского типа, русско-туземные школы. Таким образом северная часть страны вошла в российскую культурную зону. Именно этот фактор стал основополагающим для такого разделения, при котором всегда считалось, что Север унижает Юг при любой возможности. Особенно дело обострилось, когда северяне в силу своей образованности и просвещенности стали доминировать в руководящем эшелоне республики, тогда как Юг стал больше ориентироваться на религию. И именно здесь сейчас себя свободно чувствуют сторонники ваххабизма, что делает Юг страны потенциальным очагом нестабильности. Радикальная же нетерпимость ваххабитов грозит не только кыргызским славянам, она чревата взрывом всего региона.
Поэтому мартовские события 2005 года, когда в вынужденную отставку ушел первый президент Аскар Акаев, можно с полным правом считать одним из знаковых показателей противостояния регионов в новейшей кыргызской истории.
И главный ответ здесь стоит искать в той самой "импортной демократии", привнесенной далеко не россиянами, а госдепом США, ЦРУ, политтехнологами ОБСЕ и Евросоюза, которая упала на благодатную почву патриархального южного общества и придала процессу дальнейшего размежевания еще большую динамику.
И именно под эту незримую диктовку сегодня действует, видимо, наше руководство, объявившее тему межнациональной розни в Кыргызстане запретной. И это несмотря на то, что сегодня наметился миграционный поток из страны уже совсем другого рода. К русским, которые зная, что не найдут защиту у правительства и покидают свои дома, присоединились и грамотные кыргызы, которые, несмотря на принадлежность к титульной нации, понимают: достойная жизнь и прогрессивное развитие такой стране не "грозят". По всем существующим показателям поток кыргызов, уезжающих за рубеж, гораздо плотнее, чем других национальностей. Вот она конечная цель демократов-экспортеров - уничтожение, а не мнимое восстановление национального самосознания кыргызского этноса. И во многом этот процесс можно охарактеризовать как уже, к сожалению, необратимый. Иначе еще два года назад на высказывание известного политолога, профессора МГИМО Андраника Миграняна, который назвал нашу республику "несостоявшейся страной", которую лучше было бы присоединить к какому-нибудь государству, мы должны были дать достойный ответ. Но ответа не последовало. Что, на мой взгляд, вполне закономерно. Кому отвечать на столь обидные определения? Нет никого, не осталось. Всех вынуждали, вынуждаем и, наверное, будем вынуждать уезжать. Пусть даже ценой геноцида и расизма.
На этом фоне буквально издевательски прозвучало для всех жителей Кыргызстана русской национальности прошлогоднее сентябрьское послание К.Бакиева к народу и парламенту. Наш президент начал свой спич с подведения итогов проделанной руководством республики работы за годы его президентства. Здесь было в частности отмечено, что граждане стали жить ощутимо лучше. "Исчезла тревога, страх перед будущим. Появилась уверенность в собственных силах. Растет национальное самосознание, ощущение национального достоинства", - констатировал Курманбек Бакиев.
Между тем каждый и в первую очередь сам Бакиев сегодня должен понимать, что обретение национальной идентичности не может и не должно сопровождаться откровенным расизмом. А именно этот процесс по отношению к представителям не титульной нации мы сегодня наблюдаем в современном Кыргызстане. Да и нечестно это как-то по отношению к дружественному партнеру и стратегическому союзнику в лице Российской Федерации. Дальнейшему улучшению отношений с россиянами, уверен, такой немой подход кыргызских властей к решению существующей и взрывоопасной проблемы не послужит.
Вместо того чтобы с одной стороны якобы кулуарно, а с другой - явно показательно искать заказчика и кукловода в ситуации с отношением местных кыргызов к славянам, обвиняя в этом именно почему-то россиян, следует провести хотя бы поверхностный анализ для того, чтобы все встало на свои места. Тем более это актуально на современном этапе, когда Кыргызстан, по мнению многих аналитиков, стоит на пороге очередного кризиса, по сравнению с которым "тюльпановая революция" 2005 года покажется детской шалостью.
Как известно, Кыргызстан традиционно делится на Север и Юг, а соответственно на южных (Ферганская долина) и северных (Чуйская и Таласская долины, Центральный Тянь-Шань, Прииссыккулье) кыргызов, между которыми так же традиционно существуют межплеменные и межрегиональные противоречия. Юг республики всегда был монолитен в отношении культуры и религии. Из Северного Кыргызстана в Южную уже в пору СССР направлялись партийные работники и специалисты в различных областях, так как Север раньше вошел в состав Российской империи. Здесь стали создаваться хозяйства русского типа, русско-туземные школы. Таким образом северная часть страны вошла в российскую культурную зону. Именно этот фактор стал основополагающим для такого разделения, при котором всегда считалось, что Север унижает Юг при любой возможности. Особенно дело обострилось, когда северяне в силу своей образованности и просвещенности стали доминировать в руководящем эшелоне республики, тогда как Юг стал больше ориентироваться на религию. И именно здесь сейчас себя свободно чувствуют сторонники ваххабизма, что делает Юг страны потенциальным очагом нестабильности. Радикальная же нетерпимость ваххабитов грозит не только кыргызским славянам, она чревата взрывом всего региона.
Поэтому мартовские события 2005 года, когда в вынужденную отставку ушел первый президент Аскар Акаев, можно с полным правом считать одним из знаковых показателей противостояния регионов в новейшей кыргызской истории.
И главный ответ здесь стоит искать в той самой "импортной демократии", привнесенной далеко не россиянами, а госдепом США, ЦРУ, политтехнологами ОБСЕ и Евросоюза, которая упала на благодатную почву патриархального южного общества и придала процессу дальнейшего размежевания еще большую динамику.
И именно под эту незримую диктовку сегодня действует, видимо, наше руководство, объявившее тему межнациональной розни в Кыргызстане запретной. И это несмотря на то, что сегодня наметился миграционный поток из страны уже совсем другого рода. К русским, которые зная, что не найдут защиту у правительства и покидают свои дома, присоединились и грамотные кыргызы, которые, несмотря на принадлежность к титульной нации, понимают: достойная жизнь и прогрессивное развитие такой стране не "грозят". По всем существующим показателям поток кыргызов, уезжающих за рубеж, гораздо плотнее, чем других национальностей. Вот она конечная цель демократов-экспортеров - уничтожение, а не мнимое восстановление национального самосознания кыргызского этноса. И во многом этот процесс можно охарактеризовать как уже, к сожалению, необратимый. Иначе еще два года назад на высказывание известного политолога, профессора МГИМО Андраника Миграняна, который назвал нашу республику "несостоявшейся страной", которую лучше было бы присоединить к какому-нибудь государству, мы должны были дать достойный ответ. Но ответа не последовало. Что, на мой взгляд, вполне закономерно. Кому отвечать на столь обидные определения? Нет никого, не осталось. Всех вынуждали, вынуждаем и, наверное, будем вынуждать уезжать. Пусть даже ценой геноцида и расизма.
Кунболот Буланов