В Америке уже который год ведутся ожесточенные споры относительно того, что делать с нелегальными мигрантами, количество которых уже достигло в стране, по разным данным, от 10 до 20 миллионов человек. С мигрантами ассоциируются отнюдь не только чистые улицы и подстриженные газоны, но и гораздо менее приятные вещи - наркоторговля, торговля оружием, изнасилования, кражи и убийства.

Незащищенной, по сути дела, остается американо-мексиканская граница.

"Американо-мексиканская граница - это 2 тысячи миль сплошного хаоса - тоннелей, гор и пустынь. С этим мало что можно сделать", - печально признает профессор Калифорнийского университета Дэвид Шерк.

И государству, и бизнесу, и исследователям очевидно: проблема миграции должна решаться. Но каким именно образом? Депортировать всех, кто приехал в США нелегально? Это и не очень реально, и не очень отвечает тщательно выстраиваемому имиджу США как защитника обиженных и угнетенных. Легализовать всех? Тогда поток мигрантов только усилится. Укреплять границу? На это нет ни денег, ни ресурсов. Оставить ее как есть? Беспредел на границе будет продолжаться, а страну продолжат наводнять не только нелегалы, но и наркотики с оружием.

Ответы на эти вопросы ищут все, но найти пока не может никто.

Все согласны: миграционная реформа нужна

Президент США Барак Обама в 2010 году выступил с торжественным обещанием - добиться реализации объявленной после его инаугурации миграционной реформы. Только вот в чем конкретно реформа должна заключаться, осталось не совсем ясным. Вновь прозвучали уже набившие оскомину заверения в том, что Америка - страна мигрантов, но что все - и мигранты, и пользующиеся их услугами работодатели - должны осознавать свою ответственность, и что границы должны быть укреплены, но при этом визовая система призвана быть прозрачной и лишенной даже намека на нетерпимость или расизм.

Однако основные вопросы - как все это осуществить, как после финкризиса укрепить границы и сократить приток нелегалов в страну, и главное - что делать с нелегалами, уже находящимися в США - так и остались вопросами.

В необходимости реформы с президентом соглашаются и глава благотворительной организации Border Angels, помогающей нелегалам, Энрике Моронес, и занимающийся вопросами миграции профессор Калифорнийского университета Дэвид Шерк, и официальный представитель Федерации за американскую миграционную реформу (FAIR) Ира Мелман.

Но вот какой должна быть реформа? По этому поводу точки зрения расходятся.

Нужны ли Америке мигранты?

"В Америке сложилась парадоксальная ситуация. Хотя мы считаем себя нацией мигрантов, мы ненавидим мигрантов и всегда будем их ненавидеть. Каждая этническая группа вызывает реакцию отторжения у местного населения. В каждом крупном городе у нас есть китайский квартал, Маленькая Италия и так далее - эти анклавы возникли из-за того, что местное население отвергает приезжих, и мигранты вынуждены группироваться", - считает занимающийся вопросами миграции профессор Калифорнийского университета Дэвид Шерк.

По его мнению, несмотря на отторжение местного населения, несмотря на все трудности, ожидающие мигрантов в США, мексиканцы и латиноамериканцы ("латиносы", как неласково называют испаноязычных в США) все равно будут пытать счастья в Америке. Поскольку виз, дающих право на низкоквалифицированную работу в США, выдается крайне мало, а процесс получения их чрезвычайно долог и непрост, мигранты продолжат нарушать законы Соединенных Штатов, либо незаконно переходя мексикано-американскую границу, либо оставаясь в стране после окончания срока действия туристических виз.

В результате, продолжает Шерк, возникает черный рынок рабочей силы. А черный рынок либо увеличивает цены - и это происходит с наркотиками, либо понижает цены - и это происходит с низкоквалифицированной работой, которую выполняют мигранты. Они, помня о своих поддельных документах, работают за деньги, за которые ни один американец работать не будет. В результате складывается странная ситуация: США с трудом восстанавливаются после крупнейшего со времен Великой депрессии экономического кризиса, многие американцы по-прежнему без работы, но подметают улицы, красят стены и стригут газоны мигранты.


По мнению официального представителя Федерации за американскую миграционную реформу (FAIR) Иры Мелмана - человека, при упоминании имени которого у борцов за права мигрантов перекашиваются лица - мигранты отнимают рабочие места у американцев.


"Предпринимателям не нужны работники-мигранты, они просто хотят мало платить. В Америке полно людей, которые могут выполнять низкоквалифицированную работу, но мигрантам можно меньше платить. Мы ежегодно принимаем количество мигрантов, равное населению Сан-Диего. И все говорят - давайте пустим еще больше. Мы же говорим: хватит. Американцы теряют работу, а мигранты работают. Они отсылают в свои страны миллиарды долларов, которые бы могли пойти на наших граждан. Безусловно, нам нужны мигранты, но не в таком количестве. И если нам нужны конкретные мигранты, это не значит, что нам нужны и все их семьи, их невестки, зятья, родители и прочие", - заявляет Мелман.

Мелман затрагивает еще одну широко обсуждаемую в Америке тему: тему адаптации мигрантов и их детей, рожденных в США и являющихся американскими гражданами по праву рождения.

"Я долго жил в Лос-Анджелесе, так вот, там уже 44% школьников не говорят по-английски. Американцы, которые платят налоги и, соответственно, платят за образование и здравоохранение, вынуждены забирать своих детей из школ, потому что образование в таких школах не приносит плодов. Это нормально? Мы должны создать условия, которые не допускают нелегальную миграцию", - восклицает глава FAIR.


По его мнению, многие мигранты совершенно не стремятся вливаться в американскую культуру, оставаясь целиком приверженными своим традициям и своим интересам.

Противоположной точки зрения придерживаются защитники мигрантов: координатор проектов Калифорнийского центра иммиграционной политики Джон Родни и президент организации Border Angels Энрике Моронес. По их мнению, мигранты, руки которых нужны Америке для выхода из кризиса, как раз с удовольствием учат английский, всячески стремятся войти в систему, но вот система делает их своей жертвой.

Укреплять ли границу?

Вопрос, который многие страны уже давно однозначно для себя решили - укреплять границу или, напротив, сделать ее открытой, для США стоит остро как никогда. Полмиллиона человек ежегодно незаконно переходят из Мексики в США. Протяженность границы - 3 тысячи 100 километров. При этом сами власти признают, что охраняемая ее часть - это примерно 1 тысяча 100 километров, и даже на этом участке меры безопасности оставляют желать лучшего. Поэтому Обама частью своей иммиграционной реформы назвал усовершенствование механизмов обеспечения безопасности на границах.

"Это распространенная точка зрения на проблему - что надо еще больше укреплять границу с Мексикой. Но я считаю, что каждый доллар, который мы тратим на границу, уменьшает количество возвращений (мигрантов в Мексику). Многие мексиканские мигранты раньше переходили границу, работали четыре-шесть месяцев в США, потом возвращались обратно. Теперь - со всеми этими пограничниками, камерами, заслонами это стало невозможно, мигранты вынуждены оставаться в США", - изложил свою точку зрения Дэвид Шерк.

Он убежден, что никакие стены и усиленные патрули не способны остановить поток нелегалов через границу, поскольку количество успешных переходов во много раз превышает количество случаев гибели.

Кроме того, подчеркивает Шерк, большой ошибкой будет увязывать вопрос нелегальной миграции с границей. Большинство нелегалов вовсе не переходят границу - они въезжают в страну легально, например, по туристической визе, а потом нелегально остаются работать в Штатах.

"Стена, которую пограничники построили на части калифорнийского участка мексиканской границы, убивает людей", - заявил в интервью РИА Новости глава Border Angels Энрике Моронес.

"Она не лишает людей возможности переходить границу и не уменьшает поток нелегальных мигрантов, но вынуждает их идти более сложными путями. В результате погибают гораздо больше людей", - пояснил он.

Что еще можно сделать?

Граница - не единственная проблема в вопросе борьбы с нелегальной миграцией, это признают все. Проблема коренится, в первую очередь, в том, что мигранты развратили не только работодателей, но и потенциальных конкурентов - белых благополучных американцев. Развратили тем, что берутся за любую работу, и тем, что согласны выполнять ее за копейки. Как и во многих других странах, местные жители, подзабывшие о своем иммигрантском происхождении, не хотят подметать улицы, не хотят стричь газоны, не хотят менять подгузники чужим детям, не хотят выносить чужой мусор. Они скорее предпочтут жить на пособие по безработице и искать хорошо оплачиваемые варианты, чем пойдут заниматься "грязной" работой. А платить больше только ради того, чтобы получить работников с надежными документами, работодатели не готовы. Тем более что система наказания работодателей, принявших на работу нелегалов, в большинстве случаев сводится максимум к выговорам или штрафам. Им все равно выгодней нанять пяток-другой мигрантов, платить им по 8 долларов в час, а в случае первых же проблем - выгнать на улицу и нанять новых.

Именно поэтому одной из ключевых задач своей реформы президент США называет разработку механизмов привлечения к ответственности именно работодателей, использующих дешевую рабочую силу.

С точкой зрения Обамы не соглашается владелец фирмы ландшафтного дизайна Blue Skies Пит Наварро.

"У меня работают одни мексиканцы, я сам мексиканец во втором поколении. Я стараюсь быть законопослушным работодателем, брать на работу людей только с документами. Но что происходит? Я беру человека на работу, он заполняет все формы, я отправляю все его данные в министерство внутренней безопасности, а через несколько месяцев, а то и года через два мне приходит ответ, что документы - поддельные, и я должен расстаться с работником. И мне надо снова искать сотрудников, потому что бизнес останавливаться не может. При этом мне как работодателю грозят штрафы за наем нелегалов. А что я могу сделать?" - сетует Наварро.

Он признался, что если бы у него была такая возможность, он с удовольствием бы брал на работу американцев.

"Но никто из них не хочет работать садовником с зарплатой 8-10 долларов в час, а это зарплата во всех компаниях, занимающихся ландшафтным дизайном. Я предложил работать у меня своему 17-летнему сыну, а он сказал, что за такие деньги не пойдет. Конечно, в любом торговом центре ему заплатят больше", - рассказывает Наварро.

Какой же выход? С точки зрения владельца Blue Skies - легализация, а, по сути, амнистия всех нелегальных мигрантов. Только после этого, убежден он, можно будет проводить реформы и укреплять границу.

На вопрос РИА Новости о том, что не логичней ли сначала укреплять границу, а потом уже легализовывать находящихся в стране мигрантов, Наварро ответил резким "нет".

"Мне нужны работники сейчас, сегодня", - пояснил он.

Эта позиция вызывает возмущение у "борца с нелегалами" Иры Мелмана.

"Нужно усовершенствовать систему номеров социального страхования. У каждого находящегося в стране человека должен быть такой номер, и его должно быть легко проверить. Во-вторых, нужна тесная координация усилий федерального правительства и местных властей", - отметил Мелман.

Он также подчеркнул, что США, наконец, должны отказаться от практики предоставления гражданства по праву рождения.

"Если ты знаешь, что ни ты, ни твои дети не станут гражданами США, ты будешь уже по-другому строить свою жизнь", - считает Мелман.

Среди стран, эффективно решающих проблему нелегальной миграции, глава FAIR назвал Канаду и Австралию, использующих при выдачи прав на работу систему баллов, начисляемых за образование, опыт работы, владение иностранными языками и так далее.

Профессор Калифорнийского университета Дэвид Шерк, в свою очередь, ключевым элементом миграционной реформы считает деятельность правозащитных групп, в том числе религиозных. По его мнению, эти группы смогут создать необходимую базу для проведения миграционной реформы.

Кроме того, по его мнению, США должны смириться с реальностью и облегчить визовый режим для стран-соседей, хотя и это, отмечает исследователь, полностью проблемы не решит.

"Виз будет больше, но все равно меньше, чем желающих перебраться в США", - отметил он.

Тем не менее, несмотря на обилие точек зрения как на саму проблему, так и на способы ее решения, собеседники РИА Новости полностью сошлись в двух вещах. Во-первых, все они так или иначе поддерживают предложенный Обамой Dream Act, предполагающий легализацию на определенных условиях детей нелегальных мигрантов, оказавшихся в США в юном возрасте и не по своей воле. Вторая точка соприкосновения: все они убеждены, что полноценной миграционной реформы в ближайшие пять - десять лет ждать не приходится.

Причин для пессимизма несколько: все эти вопросы слишком чувствительны, и демократы, и республиканцы пользуются ими для политической игры. Если Обама всерьез займется реформированием системы, то он не будет избран на второй срок. Кроме того, Америка не может действовать в одиночку. Для того, чтобы хотя бы ограничить поток нелегалов в страну, нужно деятельное участие мексиканских властей и властей стран Латинской Америки.

А между тем...

В 2006 году конгресс США одобрил возведение стены длиной порядка 700 миль (1100 километров) вдоль американо-мексиканской границы. В настоящее время стена протянулась от Сан-Диего до Юмы (штат Аризона). Ее стоимость составила сотни миллионов долларов, тогда как, согласно опросам, большинство американцев предпочли бы видеть вместо стены большее количество пограничников.

Их можно понять.

"Да, эта стена - больше символ, немцы, когда ее видят, смеются, потому что уж они-то толк в стенах понимают. Через стену часто перелезают, но на наиболее уязвимых участках дежурят патрульные машины. Кроме того, беглецам приходится преодолевать естественные препятствия - здесь же пустыня, а значит, и колючки, змеи, жара или холод", - рассказал РИА Новости агент охраны границ Джером Конлин.

Между тем, по данным многочисленных исследований, стена не уменьшает поток мигрантов, а заставляет нарушителей границы выбирать более сложные пути перехода (в результате растет смертность мигрантов при пересечении границы) и больше платить нелегальным проводникам.

"В среднем за переход границы по суше мигрант платит 2 тысячи долларов, по морю - 6 тысяч. При этом часто мигранты должны прихватывать с собой наркотики или оружие", - рассказывает Конлин.

Даже в Калифорнии - а это наиболее укрепленный и безопасный участок границы - невооруженным глазом видно, что пограничников не хватает.

Стена, отделяющая Калифорнию от Тихуаны, уходит в море. В море - это громко сказано. Морская граница представляет собой покосившийся забор, уходящий в море от силы метра на три.

"А мексиканцы не могут просто проплыть вокруг этого забора и попасть на американский берег?", - спросила пограничников корреспондент РИА Новости.

"Да, они так и делают. И переплывают, и перегоняют груженные наркотиками - в основном, кокаином и марихуаной - доски для серфинга", - бодро отвечает Конлин.

"И что же вы делаете в этом случае"? - "Да очень просто, тут дежурит пограничник, от моря бежать до места, где можно затеряться, достаточно далеко. Пограничник в случае чего зовет подмогу..."

После этой беседы заявления Обамы о необходимости укрепления безопасности границ звучат еще более очевидно.

До нынешнего президента этот вопрос пытались решить многие американские лидеры. Как показывает статистика, у них ничего не вышло, но Америка считает себя страной надежды. Сможет ли она оправдать надежды на этот раз - и не только мигрантов, но и своих собственных граждан? Пытаться ответить на этот вопрос будет Обама и, видимо, те, кто придут ему на смену.