Как часто мы слышим, как люди оправдывают свои расистские или бестактные по отношению к какой-либо группе шутки на основании того, что они являются членами этой самой группы? Это идеальное алиби. В колледже я даже писал работу, в которой доказывал, что способность еврейского народа смеяться над собой помогла ему выжить за три тысячи лет гонений. Я не видел ничего дурного в такой постановке вопроса, сам будучи евреем. До того момента, пока недавнее происшествие в университете Джоржа Вашингтона не поставило вопрос иначе - до какой степени отдельные индивиды могут предаваться самоиронии?
По сообщению студенческой газеты the Harchet, первокурсница Сара Маршак призналась в том, что нарисовала по крайней мере три из шести свастик, появившихся на двери ее комнаты в университетском кампусе. Признание было сделано после четырехдневной паники в университете, ставшей реакцией на несколько актов "межнационального" вандализма. Самое странное заключается в том, что сама Маршак оказалась еврейкой, до того подававшей себя, как жертву межнациональной ненависти. The Hatchet, в котором она раньше работала, цитирует признание Маршак: "Я не собиралась совершать этот безумный поступок", но, напротив, "ждала подтверждений, что кто-то рисует свастики на дверях". Т.е. ее действия должны были бы быть истолкованы, как признание в разжигании межнациональной розни по отношению к самой себе.
Начиная с 23 октября в университете, 30% студентов которого являются евреями, появилось по меньшей мере девять свастик, шесть из которых были нарисованы на двери Маршак. Перед уикендом в университете было объявлено, что найден подозреваемый, старшекурсник, живущий за пределами кампуса. Затем в понедельник появилась информация, что скрытая камера зафиксировала саму Маршак, рисующую на собственной двери. Примечательно, что в предыдущем интервью она сказала, что хотела бы, чтобы несколько камер были установлены на ее этаже.
Был ли это крик о помощи или припадок социологической любознательности, этот случай поставил целый ряд этических вопросов. Во-первых, является ли религиозная принадлежность Маршак оправдывающим ее фактором? В конце-концов, отличаются ли свастики, нарисованные мусульманином и иудеем? Какая разница, белый или афроамериканец оскорбляет пророка Мухаммеда? Должны ли существовать двойные стандарты в зависимости от национальности по отношению к виновному в разжигании межнациональной ненависти, если учесть, что закон равен для всех?
Согласно нашему закону о разжигании межнациональной ненависти ответ лежит в области мотивации, установить которую сложнее, чем выявить автора свастики при помощи скрытой камеры. Например, если белый произносит слово "ниггер" с намерением пошутить, а черный находит это оскорбительным, кто оказывается большим расистом?
Граффити Маршак, возможно, и не являются сами по себе преступлением, но их расовая направленность действительно породила панику, подобно крику "пожар!" в переполненном театре. В действительности проблема должна быть обозначена так: должна ли Маршак быть наказана иначе, чем если бы она не была еврейкой? Если да, то я могу продолжать смеяться над евреями, не испытывая большего чувства вины, чем то, что испытывал раньше.
Эмил Стейнер