14 декабря состоялся зимний саммит ЕС. Важнейшим вопросом на нем был вопрос о будущем сербского края Косово и Метохия. И хотя единого мнения среди стран – членов ЕС не сложилось (Португалия, Румыния и Кипр, заявили, что не признают независимость Косова, если она будет провозглашена в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН), участники саммита поддержали решение отправить в южный сербский край административно-полицейскую миссию ЕС в количестве 1 800 человек, которая заменит ООН-овский контингент. Хотя президент Кипра Тасос Пападопулос подверг это решение критике как противоречащее резолюции 1244 СБ ООН, однако и он отметил, что правовая основа отправки миссии ЕС в Косово будет отработана к заседанию Совета Министров ЕС в феврале 2008 года.
Примечательны на самом деле не эти мелкие разногласия между европейцами (в которых порой видят чуть ли не раскол ЕС по вопросу о Косове), а то, кто и как задавал тон обсуждению косовской темы. Первую скрипку на саммите сыграл президент Франции Николя Саркози. На этот раз он выступил не просто рупором Вашингтона в политике по устранению Сербии как самостоятельного международно-политического субъекта (и единственного потенциального союзника России), но еще и тараном, буквально пробивающим противоправную независимость Косова.
Именно Саркози провозгласил, что независимость Косова неизбежна. Именно Саркози увязал предложение о форсированной интеграции Сербии в ЕС с независимостью Косова. Именно Саркози объявил об отправке Миссии ЕС в южный сербский край (эта операция была предусмотрена еще планом Мартти Ахтисаари, отвергнутым Сербией и не принятым в СБ ООН). И, наконец, именно Саркози поставил ультиматум Сербии: или Белград признает независимость косоваров, или Сербия не будет принята в ЕС.
Таким образом, Франция в лице ее двух главных проамериканских деятелей - президента Николя Саркози и главы МИД Бернара Кушнер - в очередной раз (как и в случае с вопросом о санкциях против Ирана) выступила форпостом Соединенных Штатов в Европе, претендуя при этом на ведущую место среди европейских стран. Причем найти какое-либо рациональное объяснение такому рвению «пробивать» американские интересы на Европейском континенте решительно невозможно. Хорошо бы понять, почему человек, взявшийся бороться с этническим криминалом мусульманского меньшинства у себя на родине и благодаря этому завоевавший популярность и получивший власть (речь о Саркози), стремится легализовать в Европе криминальное образование косоваров-албанцев. Может быть, родовая ненависть к православной Сербии, унаследованная от отца, берет у французского президента верх над всеми рациональными аргументами? (Отец Николя - Пал Саркози Надьбоска - происходил из дворянской семьи, бежавшей в 1944 году на Запад из Венгрии после прихода туда Советской Армии. В годы Второй мировой войны бежали – особенно такие, как семья Саркози, - как правило, от немецкой оккупации. А здесь «дворянин» мило уживается с фашистским режимом, а от «советских оккупантов» бежит. Напомним, что Венгрия официально воевала против СССР на стороне Гитлера, участвовала в оккупации Югославии, при этом на землях, населенных сербами, венгерские солдаты отличались редким зверством).
Как же представлена косовская проблема в документе, принятом на саммите ЕС? Цитируем: «Европейский Совет подчеркивает, готовность ЕС играть главную роль в укреплении стабильности в регионе и проведении в жизнь решения, которое определит будущий статус Косова… Такое решение сделало бы возможным, чтобы демократическое, мультиэтническое Косово определилось как правовое государство, защищающее меньшинства и культурно-религиозное наследие». Именно этот тезис, с помощью которого правящая евробюрократия пытается контрабандой протащить и односторонне навязать представление о Косове как об УЖЕ состоявшемся независимом государстве, был выделен в специальном заявлении сербского премьера Воислава Коштуницы как «неприемлемый и оскорбительный». В.Коштуница назвал также неприемлемым решение о направлении миссии ЕС в Косово, означающее «осуществление плана Ахтисаари о создании марионеточного государства».
Отдельной строкой в документе ЕС прописано: «Европейский совет подчеркнул, что решение статуса Косова представляет уникальный (sui generis) случай, который не создает никакого прецедента».
Может ли подобное заявление убедить тех, кто годами (или веками) стремился к независимости, что они по сравнению с косовскими албанцами - люди второго сорта?
Неужели, албанские бандиты, поднявшие мятеж против законной власти и добившиеся формального отделения при помощи натовских бомбежек, имеют преимущество перед жителями Приднестровья или Абхазии, самостоятельно отразившими агрессию и заявивших о своем самоопределении?
Или кто-то думает, что односторонне провозглашенная независимость Косова не станет прецедентом для курдов Ирака и Турции?
Косовские албанцы расценили итоги саммита ЕС как шаг единой Европы к признанию их независимости. Политический советник косовского премьера немедленно объявил, что Приштина приветствует решение ЕС отправить свою миссию в край и считает этот шаг началом проведения в жизнь плана Ахтисаари. Он добавил, что Приштина может провозгласить независимость приблизительно 10 февраля, и ее в этом ничто не остановит. Почему 10 февраля?
В Брюсселе принято кулуарное решение, согласно которому провозглашение и признание независимости Косова должно произойти в период между 3 февраля и 1 апреля 2008 года. Интересно, что наибольшую активность здесь проявили скандинавы. На этот раз примеру финна Ахтисаари последовал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, предложивший конкретный план признания независимости Косова к 1 апреля. Министры иностранных дел стран ЕС намерены обсудить вопрос по статусу южного сербского края в ходе переговоров в Словении 28-29 марта 2008 г. В Сербии же на 20 января будущего года назначены президентские выборы, второй тур, которых состоится 3 февраля. До этих дат ни косовские албанцы, ни ЕС не должны делать никаких громких заявлений о провозглашении и признании независимости сербского края, чтобы не допустить радикализации сербского общества и победы на выборах в Сербии выступающего за теснейшее сотрудничество с Россией руководителя Сербской радикальной партии Томислава Николича. В случае поспешного оформления косовской независимости победа Николича стала бы неизбежной, возможно, уже в первом туре
Замечательны последние результаты социологических опросов в Сербии. По данным на 14 декабря, 75% граждан Сербии никогда бы не согласились на ускоренный прием их страны в Европейский Союз в обмен на признание независимости Косова и Метохии. Только 14% граждан Сербии согласились бы на такой "обмен" (среди этих 14-ти процентов этнических сербов - ничтожное меньшинство). За стратегическое партнерство с Россией - более 57% опрошенных; 67% - против стратегического партнерства с НАТО. За три месяца количество граждан, выступающих за стратегическое сотрудничество с Россией, возросло, что связано с твердой позицией России по вопросу о будущем Косово и Метохии. Отметим также, что значительная часть сербского общества с восторгом восприняла известие о появлении российских кораблей в Средиземном море.
Приближается следующий важный этап в косовском урегулировании. Заседание СБ ООН по Косову назначено на 19 декабря. Как заявил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, Совбез согласился с предложением России по формату заседания, на которое будет приглашен глава правительства Сербии Воислав Коштуница, а также представитель Косова в личном качестве. После того, как их выслушают, весь мир увидит, продолжает ли СБ ООН оставаться гарантом международного права.