Дмитрий Стешин, журналист, спецкор «Комсомольской правды», известный своими репортажами из горячих точек планеты, и статьями о русском зарубежье посетил Пермь в рамках проекта «Русские встречи». Во время своего визита г-н Стешин выступил перед пермяками с лекцией «Окраины бывшей империи. Русская трагедия». И ответил на вопросы общественности и журналистов пермских СМИ.
– Дмитрий, часто вы бывали в ближнем зарубежье, что можете сказать о положении там русскоязычного населения?
- Хорошего могу сказать мало. И меньше всего хорошего я могу сказать о положении русских в азиатских республиках. Это люди, ущемленные в гражданских правах. Не нужные ни государствам, в которых они живут, ни на своей исторической Родине. Ни одна страна Европы так не относилась к своим этническим собратьям, проживающим на территории других государств. Про Англию, Францию и другие крупные колониальные державы, говорить вообще не приходиться. С потерей азиатских и Африканских колоний всем представителям западноевропейских этносов, желающим вернуться на Родину, не чинилось никаких препятствий и оказывалось всякое содействие. Сейчас с этой проблемой вполне нормально справляется и Восточная Европа. В 90-х всем понтийским грекам, проживающим на территории СССР, была открыта дорога на Пелопоннес. В Чехии, в Польше и Болгарии при наличии документов доказывающих этническое родство с титульной нацией хотя бы по одной линии, можно получить вид на жительство, а затем и гражданство. У нас сегодня около 300 тысяч русских из ближнего зарубежья не имеют российского гражданства. У многих из них этот период достигает десяти лет. При таком отношении государства к своим коренным этносам, как к ним могут относиться страны, где эти этносы коренными не считаются.
- В чем конкретно ущемляются права русских за рубежом?
- Не в чем. Когда прав нет, то ущемлять нечего. Разве, у людей, живущих в кварталах, куда не подается горячая вода, где в любой момент совершенно произвольно могут отключить электричество, без всякого объяснения причин, есть какие-то права? Если в любой момент, на улице реакцией на славянскую внешность или русскую речь может быть оскорбление или физическая расправа, о каких правах вообще может идти речь? В странах Средней Азии закрываются русские школы, русских студентов не принимают в ВУЗы, им платят низкие зарплаты, и их вынуждены держать на работе, только потому, что своих специалистов такого класса не хватает. Тех, кто не попадает под статус «нужного специалиста», тот перебивается случайными заработками. Многие уезжают в Россию, бросая все или продавая все по дешевке. Приезжают на новое место, где у них не ничего. Получить российское гражданство фактически невозможно. Его гораздо проще получить легализовавшимся узбекам или таджикам, чем этническим русским.
- В чем причина такого отношения? В распаде СССР?
- Разве в СССР не было дотационных республик? Речь, конечно, не про Украину, Беларусь и Прибалтику. Эти республики, наряду с Россией, выполняли роль доноров. В меньшей степени, возможно, но, тем не менее, их вклад в общую экономику был довольно ощутимый. Наши соотечественники сегодня имеют проблемы и там. Однако не те масштабы и не те формы, что в азиатских странах. В Беларуси, в Украине в Литве кардинальных проблем у русскоязычного населения после крушения советской империи не возникало, если не брать во внимание бендеровских радикалов, которых по сравнению со всем населением Западной Украины процента два, не более. В Эстонии и Латвии русофобство, бушевавшее в 90-х годах, уже сходит на нет. В Азиатских же странах бывшего СССР все наоборот. Усиление политической нестабильности, увеличение количества экономических проблем порождает всплеск русофобии. Во всех бедах этих народов виноват почему-то человек европейской внешности, говорящий по-русски.
- В этом регионе, если вспомнить историю, напряженность существовала всегда, еще задолго до прихода туда русских солдат и поселенцев. Наоборот, с их появлением в Средней Азии прекратились самые кровопролитные и длительные войны. В чем причина?
- В том, что люди, которые активно участвуют в антирусских компаниях, этого не знают. Образовательный уровень населения большинства этих республик сейчас оставляет желать лучшего. Особенно знание истории. Наиболее грамотное местное население стремится обучать свих детей в сохранившихся русских школах. Там образовательный уровень выше.
- Вы считаете, что все беды из-за того, что распался СССР, или его развалили?
- Вы считаете, что все беды из-за того, что распался СССР, или его развалили?
- Не надо быть наивными, СССР распался сам. Да помогли, и Западная Европа и США. Но то, что не разваливается изнутри, очень сложно развалить снаружи. Это можно сейчас наблюдать на примере Ливии и Египта. Если в государстве соблюдаются элементарные принципы законности и справедливости, не процветает коррупция совершить революцию никакими внешними силами невозможно. СССР распался потому, что внутри накопилось много проблем, которые десятилетиями не решались. В том числе и национальная проблема, у которой был, в том числе, и экономический аспект. Те, кто был экономически успешнее и стабильнее не хотел содержать нестабильных и неуспешных соседей. При чем, значительная часть этого содержания благополучно растаскивалась местной номенклатурой. Прошло 20 лет, и мы от этих «традиций» не избавились.
- В чем это выражается сейчас?
- В чем это выражается сейчас?
- Пример, – республики Северного Кавказа. Взять, к примеру, Дагестан. 80% республиканского бюджета – российские дотации. Поищите в центре России хоть один регион с таким бюджетом. Не сразу найдете. Чечня – миллиарды на восстановление. Многое восстановили, ладно. Правда, непонятно зачем. Значительная часть Грозного, который выглядит сейчас, как картинка, пустует. А правительство дотирует покупку недвижимости своим гражданам в Краснодарском крае и на Ставрополье. В селах этих регионов целые кварталы заселены выходцами из Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии. В то время как в Чечне русских осталось около 15 тысяч, в Дагестане их осталось примерно 40 тысяч. Хотя номинально числится 100 тысяч, лет десять назад было около полумиллиона. Из Кабардино-Балкарии русскоязычное население старается выезжать. Там даже созданы общественные организации, которые следят за процессом переселения. Чтобы репатриантам выплачивали адекватную цену за жилье, не скупали по дешевке ценные вещи. Про тех, кто остается, тоже не забывают. Смотрят за тем, чтобы не притесняли при трудоустройстве, чтобы детей принимали в ВУЗы. Однако от срытой дискриминации, в виде бытовой травли и в форме саботажей на рабочем месте это защита слабая.
- Звучат мнения, что Кавказ надо отделить, верны ли они?
- Они запоздалые. Кавказ уже отделился. Он только номинально нам принадлежит. Де факто, мы принадлежим ему. Он получает наши средства, но не исполняет наши законы. Юридически, это наша территория, фактически – на этой территории мы не имеем прав. И это касается не только этнических русских. Вместе с ними сейчас с Северного Кавказа выдавливаются многие другие коренные народы. Те же ногайцы. С их правами выходцы из Чечни и Дагестана зачастую не желают считаться. Да и деньги, которые мы туда отсылаем вполне пригодились бы для нашей весьма небогатой провинции.
- Что заставляет считаться с русской диаспорой?
- Организованные группы русскоязычного населения. Самые распространенные – казачьи круги. Как правило, это хорошо организованное сообщество, где многие имеют оружие, право на его ношение. У них есть четко выстроенная иерархия, писаный или неписаный устав, которому каждый член сообщества должен следовать. Их задача удерживать в рамках необходимых приличий свою собственную диаспору и пресекать посягательства посторонних на права соплеменников. Мне доводилось встречаться с членами и лидерами этих групп и разговаривать о них с представителями правоохранительных органов. У стражей порядка отзывы об этих группах самые противоречивые. Однако упразднять их из милицейских чиновников не призывал еще никто. Поскольку к их помощи прибегать приходиться нередко, особенно там, где приезжая или местная диаспора ведет себя наиболее вызывающе. Все зависит от территории. К примеру, на юге Ставропольского края, до стрельбы последние лет семь до стрельбы не доходило. Я, по крайней мере, такого не видел и не слышал. А вот выдворение на исходную территорию, или порка ногайками случались. Если говорить о поводах, то они были довольно существенные. За такое полагаются реальные и длительные сроки, однако правоохранительные органы не смогли или не захотели привлечь виновных к ответственности. В зарубежье, аналогичные объединения держат круговую оборону. Они, кстати, нередко находят поддержку у наиболее прогрессивных слоев сметного населения, которое устало от нестабильности.
- Вы таким объединениям симпатизируете?
- Честно говоря, да.
- Вы не сторонник европейского правосудия?
- Честно говоря, да.
- Вы не сторонник европейского правосудия?
- В его современном виде нет. Я разочаровался в нем окончательно после командировок в Югославию. Один за другим идут под суд сербские командиры, вина которых вполне очевидна. А албанские и хорватские руководители вооруженных формирований, повинные, в лучшем случае, в таких же преступлениях, идут в респектабельные политики, которых принимают все видные европейские резиденции. Основной принцип европейского правосудия «Ответственность для всех или не для кого» – нарушен, при чем, грубо и фактически публично.
- Значит ли это что все российские правозащитники либерального толка – враги России и адепты Запада?
- Нет. Для меня не значит. Тех, которые борются за права человека в нашей стране, строго соблюдая основной либеральный принцип: «Я отдам свою жизнь за ваше право исповедовать собственные убеждения, даже если их не разделяю» я не считаю врагами России. Они продвигают идею истинной демократии, которой нам сейчас не хватает. Я не из тех защитников русского народа, которые чувствуют себя выше, унижая другие национальности. Нужно отстаивать свои интересы, стараясь не умолять чужих. И баланс этих интересов и призвана сохранять либеральная идея. Она не так плоха, как ее пытаются представить, но это до тех пор, пока в ее основе стоит принцип, а не доллар и не рубль.