В правоохранительной системе столицы появилась новая влиятельная фигура — Абдула Джамалханов, следователь ГСУ СК Москвы и по совместительству сын бывшего вице-премьера Чечни Бадруди Джамалханова. Вот уже третий год он принимает решения о проведении обысков в десятках фирм и банков по незначительным уголовным делам. «Закошмаренные» коммерсанты и финансисты, у которых коробками изымают всю документацию и серверы, вынуждены решать эту проблему, так сказать, миром и нести существенные потери в своих бюджетах. По-другому - не получается. Жалобы на действия следователя не помогают. У его папы, который после правительства Чечни занимал ответственные должности в Счетной палате РФ, крайне много связей.

Стоит отметить, что еще совсем недавно Абдула Джамалханов был известен не как ответственный сотрудник федеральных правоохранительных органов, а как столичный тусовщик из числа «золотой кавказской молодежи». Он одну за другой менял дорогущие иномарки, его часто можно было встретить в престижных ночных клубах. Ну и, конечно, Джамалханов обзавелся своей собственной страничкой в Вконтакте и выбрал себе круг общения, так сказать, по интересам. Абдула является активным участником следующих групп этой социальной сети: Московская мафия не русифицированных кавказцев ММн Р К, Нохчалла nohchalla, NEDR MAFIA, art fashion. Видеоролики, размещенные Абдулой, под стать этим группам. Например, на одном из них сотрудник ГИБДД останавливает затонированную машину, из которой выходит некий грозный кавказец в камуфляже. Он открывает багажник с заложником. А инспектор почему-то отдает честь горцу в камуфляже и тоже залезает в багажник. Посты Абдулы к этому ролики изобилуют огромным количеством ошибок. Например, слово «извини», он пишет исключительно через «е» («извени»).


В 2002 году тусовщик из Чечни был поставлен на учет сотрудниками ГУВД Москвы, как личность, которую необходимо постоянно проверять. И действительно до его устройства в Следственное управление по СЗАО ГСУ СК РФ, милиционеры из ОВД Нижегородский, на территории которых и проживал Абдула, частенько наведывались к нему с визитами для подобных проверок. Особенно в тех случаях, когда в городе происходили криминальные события с участием выходцев из Чечни.

Попав на работу в следственные органы, Абдула Джамалханов почти не изменил образ жизни. Ну только, что в Вконтакте к его любимым группам добавились «Про прокуратуру» и «Прокуратура России». А клубы и дорогие иномарки остались. 8 апреля 2012 года этот сотрудник СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по Москве обратился в полицию с заявлением о том, что накануне от его дома на улице Соколовского неизвестные угнали, принадлежащей следователю Мерседес Бенц ML-350. Потерпевший оценил ущерб в 2,2 млн рублей. Возможно, Абдула несильно расстроился из-за этой кражи. Ведь в его распоряжении еще были Лексус IS 250 и Мазда 6.

Стоит отметить, что настоящую страсть к дорогим иномаркам испытывает не только Джамалханов, но и его ближайший друг из правоохранительных органов — майор ОЭБиПК УВД СЗАО Валерий Мелешкин. Он, в отличие от следователя, предпочитает оформлять дорогие машины не на себя, а на близких родственников. Иначе сложно объяснить руководству появление роскошных авто при весьма невысокой зарплате. Так, в 2011 года Мелешкин стал обладателем нового Мерседес-Бенц E200 CGI, стоимостью около 3 млн рублей. Машина была оформлена на папу майора (Петра Семеновича Мелешкина), но последний тут же выписал доверенность на сына. Пользуется «Мерсом» исключительно сам сотрудник УВД СЗАО, который поставил на него красивый номер А696ММ77. Манера езды Валерия Мелешкина уже неоднократно стало объектом пристального внимания участников сообщества «Синих ведерок» . Вот как описывает подвиги майора один из автолюбителей: «Пристраивается в хвост торопыга и начинает беспрерывно семафорить би-ксеноном, (очень это не люблю), ну позлил его маленько, он аж на встречку полез на обгон».

Впрочем, подобные маневры сотрудника ОВД СЗАО не ушли от внимания и сотрудников ГИБДД, переодически штрафующих его за превышение скорости и нарушение разметки.

«Изнасилованные» фирмы

Обычно в производстве Джамалханова находятся незначительные дела общеуголовной направленности, преимущественно связанные с нарушением половой неприкосновенности. В списке расследований Абдулы чаще всего попадаются статьи 161 (грабеж) 162 (разбой) 111 (причинения тяжкого вреда здоровью), 132 (сексуальные действия насильственного характера) 135 (развратные действия), 131 (изнасилование). Но один-два раза в год руководство «подкидывает» ему дела, в которых содержится экономическая составляющая. И тут Джамалханов уже «разворачивается» по полной. Любое мелкое дело на 300 тысяч рублей, как только попадает в руки Абдулы, начинает напоминать «дело ЮКОСа». Следователь принимает решение о проведении десятков обысков в фирмах, банках, у регистраторов, понять причастность которых к расследуемым фактам невозможно. И тут же Джамалханов вместе с приятелем Мелешкиным и другими полицейскими отправляется в структуры с обысками. Силовики требуют предоставить документы чуть ли не с момента появления фирм и банков, в том числе учредительные, серверы, а также - это своеобразное «ноу-хау» следователя – изымает оригиналы печатей. Последнее объясняется необходимостью проведения экспертиз. В случае выполнения требований правоохранителей, фирмам и банкам просто придется свернуть свою деятельность. Поэтому бизнесменам и финансистам приходится искать другие пути решения проблемы. Как только бюджеты структур теряют определенную сумму, интерес к ним со стороны силовиков пропадает.

Вот несколько примеров.

В мае 2011 года в производство Джамалханова попало дело, возбужденное по статье 170.1 УК РФ (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета). Речь шла о конфликте совладельцев одного маленького ООО. И тут же команда Мелешкина направилась по адресам десятков крупных фирм (преимущественно расположенных в ЦАО, а не СЗАО), а также к столичному нотариусу Карнауховой, чей офис расположен на Поварской улице. Карнаухова предложила следователю выдать конкретный реестр, который хоть как-то имеет отношение к делу. Но Джамалханов настаивал на изъятии всех реестров для регистрации нотариальных действий за весь период деятельности нотариуса Карнауховой, то есть с 1994 года. А также и печать нотариуса, без которой работать она не сможет. В результате на следователя поступил целый ряд жалоб, в том числе из Федеральной нотариальной палаты.

В 2012-2013 годах Джамалханов расследовал дело, возбужденное по статье 171.2. (незаконные организация и проведение азартных игр) в отношении неустановленных лиц. Несмотря на то, что подпольное казино действовало на территории СЗАО, в поисках «неустановленных лиц» Абдула «прочесал» пол-Москвы. В частности, обыскал с десяток структур, расположенных на улице Остоженка. Какое они имели отношение к нелегальному игорному заведению в СЗАО, было ясно исключительно самому Джамалханову и его приятелю Мелешкину.

Вскоре к следователю попало дело в отношении сотрудника Главного клинического госпиталя Министерства внутренних дел РФ Татьяны Ридэн, которая подозревалась по статье 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Тут уже обыскам подверглись несколько десятков фирм, занимающихся поставками медицинского оборудования.

Потом Джамалханов вел расследование в отношении генерального директора ООО «Альфапро СТК» Надежды Неплох. Ей были предъявлены обвинения в неуплате налогов на незначительную сумму (статья 199 УК РФ). Тут количество обысков перевалило за 40, в том числе под «горячую руку» следователя и Мелешкина попал ряд банков. Уже в 2014 году следователь СУ СК по СЗАО Евгения Касаткина возбудила дело в отношении мелкого местного чиновника Ольги Шагаевой. Она обвинялась в получении взятки в 300 тысяч рублей. Касаткина провела обыск только у самой Шагаевой. Но потом дело попала к Джамалханову, который «мелочиться» на следственные действия не привык. И опять Мелешкин вместе со своими коллегами начал один за другим посещать с обысками десятки фирм, в первую очередь крупных и богатых строительных компаний. Объяснить, какое они имеют отношение к мелкой взяточнице, бизнесменам никто не стал. От них требовали немедленно передать пару грузовиков документов, что немедленно парализует их работу. Или был вариант «договориться» по-хорошему. Пришлось, соглашаться на второй вариант. А другого выхода и не было.

Ни одна из многочисленных жалоб, поступающих на Джамалханова, никакого результата не приносит.

Из врагов Кадырова в Счетную палату

Причины такой «непотопляемости» следователя, возможно, стоит искать среди его ближайших родственников. Отец Абдулы - Джамалханов Бадруди Сайфуддинович — долгие годы занимает ответственные должности в Чечне и Москве.

Политическая карьера Бадруди Джамалханова началась в марте 1990 года, когда он был избран председателем родного Шалинского райисполкома. Вскоре к власти в республике пришел Джохар Дудаев. В его конфликте с федеральным центром, Джамалханов поддержал Москву. В 1994 году он был назначен вице-премьером так называемого временного правительства Чеченской республики, созданного в противовес действовавшему в регионе режиму Дудаева.

Во время контртеррористической операции в республике в 1999 - 2000 годах Джамалханов являлся начальником отдела временной администрации Чечни, который курировал местные силовые структуры. А потом Джамалханов с выбором своего дальнейшего пути в республике ошибся. Он активно поддерживал Якуба Дениева, который конкурировал за право стать главой администрации с Ахматом Кадыровым. Когда в 2000 году Кадыров все-таки получил должность, Джамалханов, считая, что основная схватка за власть в республике впереди, в знак протеста демонстративно уволился из администрации.Однако, оказалось, что Кадыров вовсе не временный вариант, поэтому Джамалханову пришлось искать место не в Чечне, а уже в Москве. В результате в 2002 году он был назначен инспектором Счетной палаты РФ.

Попытку вновь вернуться в республику Джамалханов предпринял в 2004 году – после гибели Ахмата Кадырова. Он создал инициативную группу, выдвинувшую на выборах главы республики кандидатуру полковника ФСБ, заместителя председателя правительства Чечни Мовсара Хамидова. Однако тот проиграл главе МВД ЧР Алу Алханову, которого в 2007 году на должности руководителя региона сменил Рамзан Кадыров. После этого пути Джамалханова в республику, учитывая его непростые отношения с Ахматом Кадыровым, были отрезаны. И он сосредоточислся на карьере в Счетной палате, где занял должность главного инспектора в инспекции по контролю расходов средств федерального бюджета на социальную политику.

Преимущественно Джамалханов занимался проверками российских регионов. Такой аудит обычно приносит очень неплохие доходы. Однако, по декларации Джамалханова за 2012 год этого не скажешь. Сотрудник Счетной палаты указал, что он заработал всего 1,2 млн рублей, владеет 1/3 долей квартиры площадью 140 кв. метров и ездит якобы на подержаном Toyota Camry. Поэтому откуда средства на свой автопарк и шикарный образ жизни берет Абдула Джамалханов совсем непонятно.

Впрочем, как говорится, в пословице: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». У Бадруди Джамалханова влиятельных друзей, в том числе в правоохранительных органах, достаточно. Судя по всему, именно этим и объясняется успешная карьера и «непотопляемость» озорного Абдулы. Когда речь идет не о простом следователе, а о следователе с такими влиятельными родственниками, бизнесменам, страдающим от набегов силовиков, ничего не остается, как решать все «по-хорошему» и произносить «крылатую» фразу из фильма «Белое солнце пустыни»: «Совсем озверел Черный Абдула! Ни своих, ни чужих не жалеет».