Михаил Денисенко, называющий себя "патриархом Киевским Филаретом" потребовал от президента Виктора Ющенко более решительных действий по созданию "единой православной церкви" на Украине. Об этом Денисенко сказал в ходе прошедшего 12 июня в Киеве II церковно-общественного форума "За украинскую поместную церковь". По словам Денисенка, "сама церковь сделать это не в состоянии, в этом, в первую очередь, заинтересовано государство". В обращении к главе украинского государства, принятом на форуме, говорится, что создание новой единой церкви необходимо для "стабильности, единства и развития украинского общества и государства". В документе также сказано, что "без независимой Украинской поместной православной церкви не может быть настоящей независимости украинского государства".

Участники мероприятия пожаловались В.Ющенко, что "представители УПЦ Московского патриархата безосновательно отказываются от диалога с Киевским патриархатом" и попросили принять меры, руководствуясь примером президента России, который помог восстановить единство Русской Православной Церкви. Роль В.Путина в этом процессе сторонники М.Денисенка определили как "важную, если не решающую". На этом основании призывы украинских сторонников Московского патриархата, чтобы государство "не вмешивалось в церковные вопросы", были расценены участниками киевского форума как "лицемерные" и направленные на закрепление "разделения православия".


"Обязанность нашего государства - защищать общество и само себя от враждебных действий, даже если они совершаются в сфере религии", - говорится в обращении. В качестве примера таких действий, предпринятых "внешними силами" посредством спецслужб, назван Харьковский собор 1992 года, на котором Денисенко, бывший тогда митрополитом, но самочинно присвоивший патриарший титул, был отстранен от руководства Украинской православной церковью.

Празднование 15-летия Харьковского собора, состоявшееся в Киеве в начале июня, собрало представителей практически всех поместных Православных церквей мира, выразивших свою поддержку канонической Украинской Православной Церкви. В праздничных мероприятиях приняли участие президент В.Ющенко, премьер Виктор Янукович и другие представители украинского государственного руководства.

По итогам форума раскольники обратились к Константинопольскому патриарху Варфоломею с письмом, в котором "еще раз" просят "признать Украинскую православную церковь Киевского патриархата как поместную и автокефальную церковь Украины". Подписали это обращение сопредседатели форума архиепископ Димитрий и брат украинского президента Петр Ющенко.

Авторы обращения называют "несправедливыми и лицемерными" предложения Московского патриархата о покаянии, адресованные раскольникам, а также выражают негодование по поводу того, что ими таинства не признаются действительными в храмах Московского патриархата. По их мнению, это "грубо противоречит Евангелию, Символу веры, церковным канонам и традициям", что побуждает сторонников М.Денисенка обратиться к Константинопольской церкви, "призванной первой стоять на страже чистоты православного вероучения" с просьбой о прекращении Московским патриархатом такой "беззаконной практики".

Денисенко не впервые пытается придать легитимность своей раскольнической группировке, взывая к Константинополю: отношения между Вселенским патриархатом и Москвой сейчас оставляют желать лучшего. Но на прямую конфронтацию с крупнейшей в мире Православной Церковью Вселенский патриархат вряд ли пойдет.

Другое направление деятельности самозваного патриарха – попытки создать альянс с коллегами-раскольниками из других православных стран. Однако программа создания "альтернативной семьи непризнанных православных церквей", провозглашенная Филаретом в прошлом десятилетии, потерпела неудачу. Т.н. "Черногорская церковь", с которой находится в общении "Киевский патриархат", не пользуется поддержкой верующего народа и имеет лишь несколько священников и храмов, отобранных в свое время у канонической Сербской Церкви. Болгарская раскольническая группа во главе с непризнанным "митрополитом Софийским" Иннокентием, также находившаяся в единстве с "Киевским патриархатом", практически прекратила свое существование, ее храмы были возвращены канонической Болгарской Православной Церкви, а почти все священники покаялись и вновь были приняты в Болгарский Патриархат.


Македонская Православная Церковь, несмотря на все усилия Киевского патриархата, не пожелала вступать в общение с ним, как и с непризнанной "Черногорской церковью", предпочитая направлять усилия на каноническое урегулирование своего статуса посредством неофициальных контактов с признанными поместными Церквами.


Источник