24 сентября в Москве прошла пресс-конференция, посвященная проблеме строительства мечети в московском районе Текстильщики.

Организаторами пресс-конференции выступили ДПНИ и РОД, от ДПНИ выступила координатор ЦОС ДПНИ Елена Денежкина, от РОДа - Константин Крылов.Также участие в пресс-конференции принял руководитель мусульманской общины ЮВАО г.Москвы Гаяз Ямбаев, представители мусульманской общины присутсвовали и в зале. К сожалению, несмотря на приглашения организаторов, на пресс-конференцию не пришли ни представители местных властей, ни представители ГУВД, хотя именно к представителям властей у собравшихся было бы наибольшее число вопросов.

Также пресс-конференцию посетил экс-глава ДПНИ Александр Белов.

Пресс-конференцию открыла Елена Денежкина, рассказавшая о сложившейся вокруг строительства мечети в Текстильщиках ситуации: "Район экологически неблагополучный, промзона, мало зелени, есть единственный сквер, где гуляют местные жители, и именно этот сквер решили забрать у них под строительство мечети. Причем, когда ранее инициативная группа жителей обращалась к местным властям с просьбой выделить в этом сквере землю под строительство православной часовни, им было отказано под предлогом, что на этом месте нет коммуникаций. Теперь же люди оказались поставлены перед фактом, что в районе строят мечеть.

В результате в районе сложилась очень острая ситуация. Люди боятся мечети. Боятся, что отберут зеленую зону. Что вообще с ними что-то делают, не спрашивая их, не считаясь с их волей, просто ставя перед фактом.

Подобное отношение приводит к стихийным протестам, иногда переходящим в крайние формы. В районе местные жители образовали несколько инициативных групп, одна из которых, общественная организация "Мой двор" способствовала проведению 11 сентября схода местных жителей. Против строительства мечети было собрано 800 подписей на сходе и ещё около 1000 подписей в течение следующей недели. Эти подписи были переданы в префектуру ЮВАО. Представители ДПНИ и правозащитной организации Русское Общественное Движение (РОД) присутствовали там в качестве наблюдателей.

Далее Елена Денежкина сообщила, что на 25 сентября ДПНИ и РОД подали две заявки на проведение митинга в Тексильщиках с целью привлечения внимания властей и прессы к сложившейся ситуации, к тому, что с мнением местных жителей никто не считается. Префектура ЮВАО ответила на обе заявки отказом, причем причиной отказа было указано то, что данный митинг будет способствовать разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни. То есть, власти, как всегда, загоняют ситуацию вглубь, надеясь, что всё затихнет. "На деле же, как мы видели, такое нежелание считаться с мнением местных жителей приводит только к нагнетанию конфликта, - сказала Денежкина.

По её словам, есть информация, что 26 сентября жители района собираются провести ещё один сход.

Далее слово взял Константин Крылов: "В основном мы занимаемся защитой прав русских, потому что больше этим не занимается никто, - сказал он. – При этом, мы светская организация и поддерживаем идею межнационального и межрелигиозного мира. Но в данном случае права местных жителей нарушены непродуманными, поспешными действиями властей. Мусульмане имеют право на то, чтобы молиться в мечети, но у жителей Текстильщиков тоже есть права. В данном случае, вопрос в том, хорошо ли строить мечеть именно в этом месте. Мы выступаем  на стороне местных жителей, которые против строительства мечети. В этом нет ничего антимусульманского и антиисламского".

"Нас уже обвинили в том, что наши действия носят ксенофобский оттенок, – продолжил Крылов. – Напротив, все наши действия направлены на то, чтобы ксенофобии было меньше. Ксенофобия разжигается межэтническими столкновениями, тем, что человек понимает – его права нарушены в пользу другой конфессии. Сейчас местные жители думают именно так. Строительство может привести только к росту напряженности в районе. Наша цель – не разжечь конфликт, а погасить конфликт, который уже разгорается. Иначе на карте Москвы может появиться новая горячая точка. Мы не хотим допустить этого, потому что разжигание розни начинается с подобных точек. Мы против этого. Мы бы выступали против, если бы, не хочу никого оскорбить, в районе строитли бы пороховой завод. Ясно, что жители выступали бы против, и мы бы их поддержали".

Следом выступил житель Текстильщиков Эдуард Котов: "Строить собираются не просто мечеть, а большой исламский комплекс с минаретом и медресе, - сказал Котов. - Опасений у местных жителей много. Например, что цены на их недвижимость с появлением мечети резко упадут. Что посещать храм будут не только мусульмане-москвичи, а незаконные мигранты, коих в столице гораздо больше, чем законных. Что преподавать в медресе будут не традиционный ислам, а его радикальные направления.

"Могут возникнуть столкновения между местными жителями и мусульманами, – прогнозирует Котов. – Я лично к исламу отношусь нормально, это традиционная религия. Но не всегда строительство религиозных учреждений способствует улучшению отношений. Мы не выступаем против ислама, мусульман. Строить мечеть нужно. Но насчет места – вопрос спорный".

Оппоненты националистов – прежде всего Гаяз Янбаев, руководитель мусульманской общины ЮВАО, уверяли, что мечеть не представляет опасности и предназначена для людей, которые живут в Москве и исповедуют ислам. Янбаев говорил о том, что подозрения, что мечеть ваххабитская, не соответствуют действительности, по его словам, мечеть будут посещать только местные татары-мусульмане, представители традиционного ислама.

Г-н Ямбаев рассказал, что местаная община долго исказа место для строительства мечети, местные власти предлагали совершенно неподходящие места и вот, наконец, выделили этот сквер. Столь большой участок же нужен для того, чтобы было построено медресе, в котором татары, в том числе дети, будут изучать татарскую культуру и традиционный ислам.

«Мечеть одна на сто с лишним тысяч татар, – говорит Гаяз Ямбаев. – Почему бы не помочь татарам своим? Ладно, как сказано в Коране, вы в нас камнями кидаетесь, а мы в вас хлебом будем кидаться».

По словам Ямбаева, место для мечети им предоставила префектура. Другого не найти – везде свои трудности и проблемы. А сейчас сворачивать стройку поздно – большие деньги уже заплатили за геодезию, за разработку проекта, за постановку на кадастровый учет. Но он пообещал жителям района Текстильщики согласовать с ними громкость призыва к молитве, которая будет транслироваться через динамики с минарета. Также он пообещал не допустить превращения района в "горячую точку".

"Страшные люди те, что приходят на митинги в капюшонах, с закрытыми лицами. А татар бояться не нужно, татары люди мирные", - продолжил Ямбаев.

Также г-н Ямбаев сказал, что на сходе, о котором шла речь, местных жителей почти не было, были только националисты.

"Вы создали межнациональный конфликт, – заявил Ямбаев. – Юристы работают, они привлекут к ответственности этих людей, которые создали это ненужное собрание".

Надо отметить, что г-н Ямбаев пылался вести конструктивный диалог, отвечать на вопросы представителей русских организаций и местных жителей, но в конце пресс-конференции весьма жестко заявил, что даже несмотря на недовольство местных жителей будет настаивать на строительстве мечети.

На пресс-конференцию пришла также жительница Текстильщиков Елена Павшева. Она сказала, что лично она категорически против строительства мечети и не понимает, почему должна жить рядом с мечетью, а не с православным храмом, как думала, когда переезжала в этот район.

"Вы так тут все обсуждаете, как будто вопрос уже решенный! – возмутилась Павшева. – А я вот не могу с этим смириться. У меня до сих пор не улеглось возмущение. Я хочу увидеть проект, разрешение на строительство, кем оно подписано. Откуда идет финансирование? Почему строят не церковь, не поликлинику, не детский сад, а мечеть?!".

В зале присутствовали не только журналисты, но и жители Москвы, они задавали представителю мусульманской общины вопросы: будет ли минарет - оказалось - будет высотой 80 метров. Как отразится строительство мечети на транспортной ситуации в районе - по мнению г-на Ямбаева, не ухудшит.

Один из присутствующих жителей Москвы упомянул, что, когда в районе, где он живет, собирались построить церковь в парке, местные жители выступили против, и церковь построили в другом месте.

Много вопросов представителю ДПНИ задавали пришедшие мусульмане. Для того, чтобы объяснить заинтересованность ДПНИ в решении данного конфликта, Елена Денежкина рассказала, что опасения относительно мечети возникают по двум причинам. Первая - в мечеть в Москве стали в основном ходить не москвичи, а мигранты, в подавляющей массе, нелегалы. Люди боятся именно этого. Юго-восток Москвы, как сказала Денежкина, чуть ли не самый неблагополучный в Москве район по ситуации с нелегальной миграцией. На сайте префектуры ЮВАО даже есть специальный раздел, где жители округа могут писать жалобы по проблемам, связанным с мигрантами. Интересно, - отметила Денежкина, что на эти жалобы нет никаких ответов из префекруры, а, судя по этим жалобам, ситуация ужасная. Нелегалы захватывают уже не только квартиры, но и отселенные дома. Такие дома есть Кузьминках, в Кожухове, где во дворе пасутся бараны. Страшно ходить уже не только ночью, но и днем, потому что дворы полны непонятных агрессивных людей, высокий уровень преступности среди мигрантов.

Вторая проблема, связанная с мечетью, по мнению Елены Денежкиной, это то, что, как правило, сначала инициаторами строительства мечети являются местные жители, этнические татары или башкиры, но затем в мечеть и в медресе приходят совсем другие люди, которые говорят местным мусульманам, что они до сих пор изучали совсем не тот ислам, неправильный, то есть, в мечеть приходят ваххабиты. Что из этого получается - известно. Мечеть становится рассадником терроризма. Именно этого люди и боятся.

Также Елена Денежкина отметила, что люди обеспокоены тем, что меняется облик города - на улицах всё больше азиатских лиц, город грязный, города в России следом за Европой утрачивают европейский облик. Европейские города уже утратили европейский вид, с Москвой может случиться то же самое. "Люди же не хотят жить в азиатском городе!" - заключила Елена.

К сожалению, некоторые из пришедших на пресс-конференцию мусульман не хотели вести конструктивный диалог. Они пытались выкриками с места – типа «Всех мусульман надо убить – это вы хотите сказать!?» - спровоцировать присутствующих на перепалку. Они ушли, не дождавшись окончания пресс-конференции, и охранник слышал, как они сказали "Что с ними разговаривать, их резать надо".

Другие представители мусульманской общины выразили готовность к даилогу, но подтвердили, что мечеть строить будут.

К концу пресс-конференции на неё пришел представитель РОДа Матвей Цзен, подававший заявку на проведение митинга 25 сентября. Оказалось, что с 7 часов утра к нему домой настойчиво пытались проникнуть некие сотрудники милиции, которых Матвей отказался впустить. Из-за этого визита Матвею только через несколько часов удалось выйти из дома.

На пресс-конференции Матвей Цзен рассказал о полученном им отказе из префектуры ЮВАО: "Это должен был быть митинг ни за, ни против, митинг диалога, обсуждения, – сказал он. – Но мы получили ответ из префектуры, в котором нам предлагают отменить мероприятие, потому что оно может возбуждать межнациональную ненависть и вражду. Поначалу, посчитав, что отказ властей идет вразрез с 31-й статьей Конституции, митинг намеревались все-таки провести. Но со стороны представителей правоохранительных органов посыпался вал угроз, и предупреждений".

"Власть продемонстрировала, мол, вопрос решен и никто его с гражданами обсуждать не собирается", – резюмировал Матвей Цзен.

В конце пресс-конференции Эдуард Котов, отвечая на вопрос одного из журналистов, сообщил, что инициативных групп в районе много, и, судя по настроению людей, будет еще больше. Он подтвердил информацию, что стихийный народный сход состоится в Текстильщиках в воскресенье, без всяких организаторов.

"Власть не хочет знать наше мнение, не хочет нас слушать, – подвел итог Константин Крылов. – Пока так будет продолжаться – будут возникать все новые конфликты". По словам представителей ДПНИ и РОДа, русские общественные организации готовы поддержать стихийный протест местных жителей на легальном поле, перевести этот протест в легальное русло. ДПНИ и РОД не являеются организаторами народных сходов в Текстильщиках, но будут следить за развитием ситуации.