В декабре прошлого года местные СМИ сообщили, что учитель одной из эстонских гимназий в Таллине запретил десятилетней русской школьнице общаться на переменах с одноклассниками на родном языке. Кроме того, по их данным, учительница написала замечание в дневник, угрожала снижением оценок, а также предлагала всем недовольным перейти в русскую школу.
Занявшийся расследованием этого случая Тедер обратился с запросом в Таллинскую Лаагнаскую гимназию, где произошел инцидент, а также в другие школы, в которых количество русскоязычных учеников также составляет значительную часть от общего числа учащихся.
В Лаагнаской гимназии признали, что учительница сделала замечание ученице за использование русского языка, но заявили, что за разговоры на русском никого не наказывали и на оценки это никогда не влияло. По словам представителей гимназии, школа рекомендует детям общаться на эстонском языке, в том числе и во время перемен, исключительно для достижения лучшего результата в изучении эстонского языка.
На основе полученной информации Тедер сделал вывод, что запрещение общения на русском языке во время перемены не является правомерным. По его словам, у каждого есть право на принадлежность к той или иной национальной группе, и это право закреплено в документах ООН. Из этого следует, что каждый может говорить на родном языке.
«Языковые права не являются абсолютными. Государственным языком Эстонии является эстонский, и в эстонской школе обучение должно идти на эстонском языке. Однако запрещать использование родного языка вне учебного процесса является необоснованным», — сказал канцлер права.
В эстонских школах учатся около 6 тысяч детей из русских семей.