Психолого-лингвистическая экспертиза, проведенная по заказу Следственного комитета прокуратуры в ходе расследования дела об избиении петербургского школьника, установила, что лозунги "Россия для русских!" и "Убивай хача!" не являются "ксенофобскими", сообщает Lenta.Ru.
На основании результатов экспертизы дело об избиении девятиклассника Тагира Керимова было передано в Главное следственное управление УВД Санкт-Петербурга. Следователи СКП отказались от него, так как сочли, что оно не связано с деятельностью экстремистской организации, а действия подростков, напавших на мальчика, должны быть квалифицированы как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Избиение произошло 14 февраля 2009 года. Керимов вместе с другом Сулейманом Рамазановым шли в школу на праздник, когда на них напала группа из 25-30 молодых людей. Якобы выкрикивая "Убивай хача, мочи хача!", "Бей черных, бей хачей!", "Россия для русских!", они начали избивать Керимова и остановились, только когда Рамазанов закричал, что тот мертв. Керимов несколько месяцев провел в больнице.
По подозрению в совершении преступления были арестованы пять человек - Панин, братья Александр и Андрей Андрияновы, Воробьев и Коробчук.
Эксперта Центра судебных экспертиз Северо-Западного округа Елену Кирюхину попросили определить, были ли лозунги, которые выкрикивали нападавшие, направлены на разжигание межнациональной розни или унижение достоинства человека по национальному признаку.
Согласно десятистраничному заключению Кирюхиной, фразы "Крысам – крысячья смерть!" и "Россия для русских" в контексте дела не являются националистическими. Что касается публичных призывов "Убивай хача, мочи хача!", "Бей черных" и других, они, по мнению эксперта, "могли как иметь, так и не иметь ксенофобской направленности". Это зависит "от мотивов, которыми руководствовались произносившие их", считает Кирюхина. Она также отметила, что призывы "убивать хачей" могут употребляться "иронически, не всерьез".
Основываясь на заключении эксперта, следователи пришли к выводу, что "данные фразы имели мотив мести из-за конфликта Андрияновых с Керимовым", поэтому действия Андрияновых, Панина, Воробьева, Коробчука и неустановленной группы лиц "не носили ксенофобского характера".
Таким образом рядовое дело о подростковой драке пока не удалось превратить в шумный судебный процесс по 282 статье. Адвокат потерпевшего заявил, что, если не будет назначена повторная экспертиза, то "подозреваемые уйдут от ответственности" и сообщил, что намерен обжаловать передачу дела из СКП в милицию.
Александр Белов прокомментировал решение экспертизы агентству "Новый Регион". "В момент возбуждения человек ассоциирует противника по наиболее ярким признакам. Надо смотреть нюансы", сказал Белов. "Ведь когда бьют очкариков, то будут кричать «бей евреев». Да, в любой драке вы услышите крики «бей хача», а не «ах ты, негодяй, лицо кавказской национальности», и это совершенно не обязательно является разжиганием розни", – отметил он.
Между тем, накануне начала нового политического сезона так называемая Общественная палата, не обладающая ни властными, ни судебными полномочиями, решила вмешаться в судебный процесс. Об этом сообщил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" Николай Сванидзе. Он заявил, что обеспокоен "ситуацией, которая складывается вокруг дела петербуржского школьника Тагира Керимова, избитого группой молодых людей славянской внешности в феврале этого года". По мнению Сванидзе, утверждать, что в составе преступления нет признаков ксенофобии и экстремизма, "просто немыслимо".
Возможно, дело о драке петербургских школьников могло бы стать началом исправления сложившейся в российском правосудии ситуации с правоприменительной практикой, согласно которой 282 статья вменяется только русским правонарушителям, но игнорируется в том случае, если русские оказались потерпевшей стороной (как, например, видно из дела кавказской банды "Черных ястребов"). Поэтому хочется надеяться, что оно не выльется в травлю эксперта со стороны прокремлевских "правозащитников", а, напротив, окажется эталонным для вынесения подобного рода приговоров.