Мигрантов в Петербурге лечат за счет денег горожан. Сумма за год получается внушительная - только на туберкулез 75 млн рублей, на остальные болезни мигрантов - еще сотни миллионов. На эти деньги каждый год можно было бы строить по 1 детскому садику. При этом гастарбайтеров с каждым годом становится на 300 тысяч больше, а у живущих рождаются дети - это еще 5-6 тысяч в год. Получается, петербуржцы должны все больше и больше платить за чужие болезни. При таком раскладе экономическая целесообразность труда мигрантов встает очень под большой вопрос.
По данным петербургского управления Росреестра, в 2010 году в Петербурге встали на миграционный учет 1,31 млн иностранцев. За два месяца 2011 года - 140 тысяч человек. Почти четверть из них составляют узбеки и таджики. Рост числа мигрантов наблюдается уже несколько лет подряд: в 2009 году их прибыло около 1 млн человек, а в 2008 году - 740 тысяч.
Число пойманных за год нелегальных мигрантов растет угрожающими темпами: если в 2009 году миграционная служба составила 30 тысяч протоколов и депортировала из страны 1,5 тысяч человек, то в 2010 году - 90 тысяч протоколов и 13 тысяч человек.
Начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Петербургу Олег Парков рассказал, что из года в год растет число гастарбайтеров, больных опасными инфекциями. За год из 170 тысяч обследованных мигрантов было выявлено 300 ВИЧ-инфицированных, 1300 туберкулезников, 2500 сифилитиков и 700 наркоманов.
"Туберкулезом гости из южных республик в Петербурге по статистике болеют на 42% чаще, чем местные жители, - говорит Олег Парков. - Через Боткинскую больницу они проходят тысячами".
Медицинское обследование мигранты проходят только, если хотят получить разрешение на работу, а таких желающих от общего числа приезжих - не более 15%. На лечение одних только туберкулезников-мигрантов, по словам Олега Паркова, из бюджета Петербурга за 2010 год было потрачено более 75 млн рублей.
Как рассказал врач одного из тубдиспансеров города, эта сумма могла быт и больше, если бы лечили всех больных мигрантов. Сейчас же - только тех, кто имеет миграционную карту.
По оценкам экспертов, ежегодно у иностранцев в Петербурге рождаются 5-6 тысяч детей. И, по странному совпадению, примерно столько же детей иностранных граждан ежегодно обращаются за медпомощью в городские туберкулезные больницы Петербурга.
Не менее 13% трудовых мигрантов (около 20 тысяч человек) в Петербурге болеют гепатитами разных типов, угрожающая статистика фиксируется по краснухе и тифам. Сколько город тратит на лечение этих болезней у мигрантов - комитет по здравоохранению пока не ответил. Но надо полагать, что это тоже 200-300 млн рублей в год. То есть, каждый работоспособный петербуржец ежегодно выкладывает из своего кармана на лечение мигрантов, на которых зарабатывают строители, 500 рублей.
По мнению Олега Паркова, сейчас госорганы не в силах изменить ситуацию: они скованы по рукам и ногам действующим законодательством. Между тем, как заявила глава управления Росреестра по Петербургу Елена Дунаева, проблема возникла потому что мигранты из ряда южных республик СНГ не обязаны страховаться при въезде в Россию, тогда как россияне застрахованы по программе обязательного медстрахования.
"Если бы все иностранцы при въезде в страну были обязаны иметь страховой полис, проблема была бы решена", - говорит Олег Парков. А по словам Елены Дунаевой, миграционная служба сейчас готовит к внесению в Госдуму законопроект, согласно которому иностранцы смогут устроиться на работу в России, только если работодатель сам через рекрутинговые агентства наймет их еще у них на родине. И конкретный работодатель будет обязан страховать своих работников, обеспечивать жильем и содержать их с момента въезда в страну до момента отъезда обратно на родину.