Смотря по телевизору арабские погромы в Париже или кровавые ра зборки между турецкой и китайской мафией в Берлине, мы привыкли утешаться мыслью: у нас такого просто не может быть. Мол, Украина же бедная — что с нас возьмешь? Если кто-то сюда и попадает нелегально — так временно, на пути в сытую Европу.

 

Но в последние годы ситуация начала стремительно изменяться.

 

Например, в Киеве есть место, где шансы найти нелегального иммигранта почти стопроцентные — это Троещинский вещевой рынок.

 

— Нелегалов у нас хоть отбавляй — особенно ” азеров”, узбеков и ” гуков” (вьетнамцев, китайцев. — Прим. авт.), — говорит знакомый продавец. — Раньше вот еще Шулявка была — так сожгли. Теперь, небось, к нам переберутся.

 

Поиски иностранцев, согласившихся поговорить о нелегалах с журналистом, были длительны и нелегки. В конечном итоге, осмелился дородный, средних лет азербайджанец Камран.

 

В Украине он уже 6 лет. Приехал нелегально. Сначала думал немного пересидеть, а после мелькнуть в Германию. Но не хватило денег. А затем дела неплохо пошли, поэтому остался. Легализировался несколько месяцев назад, и сейчас собирается перевезти к себе семью из маленького поселка под Баку.

 

О своей нелегальной жизни рассказывает с улыбкой. Говорит, есть определенная такса — плати ее каждый месяц соответствующим людям, и все будет хорошо. Если попадешь в трудное положение, земляки всегда помогут. Правда, за это также нужен определенный процент отдавать — безопасность имеет свою цену. А легализироваться Камран решил, потому что хочет расширить бизнес, заняться продажей сантехники. Нелегально вести такие дела тяжело.

 

По словам Камрана, азербайджанцы, и не только они, перестали рассматривать Украину только как транзитный пункт на пути в Европейский Союз. Они должным образом оценили достаточно неплохой, сравнительно с родиной, уровень жизни и достаточно легкие способы проникновения на нашу территорию. Ну и, конечно, просто умопомрачительный уровень коррумпированности стражей порядка и чиновников — чем не рай для нелегала?

 

Схема прибытия нелегалов в Украину отработана. Это становится достаточно выгодным бизнесом. За каждого человека, которого переправляют через две границы, берут от $1,5 до 3 тыс., — в зависимости от уровня комфорта во время перевозки и пребывания в Украине. При этом далеко не все из тех, кто уже попал к нам, потом выражают желание ехать дальше.

 

— Основной поток мигрантов идет из Азербайджана, Армении, Узбекистана и Таджикистана. Этим людям намного легче здесь освоиться, ведь опыт сожительства в составе СССР никуда не делся, — говорит эксперт по вопросам иммиграционной политики Международного центра перспективных исследований Виктор Чумак, 49 лет. — И работа для них находится — или торговля на рынках, или сезонный труд в южных областях, в основном в сфере сельского хозяйства. Именно поэтому около 90% таких нелегалов остаются.

 

На территории Украины сформировались мощные национальные диаспоры, охотно привозящие сюда новых нелегалов. В Киеве это китайская и азербайджанская, в Харькове — вьетнамская, в Днепропетровске — узбекская и т.д. Количество людей, официально регистрирующихся после приезда для легальной трудовой деятельности, не превышает 10 тыс. человек в год. Все другие — нелегалы, а это почти 200 тыс.

 

Понятно, что это осложняет криминогенную ситуацию. Ведь каждая диаспора имеет ”семейное дело”, которое ее кормит — и очень часто оно является далеким от законного. Это и переправка нелегалов в Западную Европу, и всевозможная контрабанда, даже наркотики и оружие.

 

— Миграционная же политика в Украине отсутствует, — продолжает Виктор Чумак. — О чем можно говорить, если у нас неурегулирован сам статус иммигранта? У Украины фактически отсутствует опыт работы с миграцией как с процессом и организованными национальными ди аспорами. Еще пару лет — и эта проблема станет перед нами во весь рост.

 

Борис Буткевич


Источник