По этническому составу Казахстан, безусловно, является самым «пестрым» государством Средней Азии. Сами казахи составляют лишь немногим более 50% населения страны. Еще 25−30% – русские. Также от 1% до 4% жителей страны составляют украинские, татарские, уйгурские и узбекские меньшинства. Одним из казахстанских меньшинств являются и курды.
В Средней Азии курды живут с 1937 года, когда они были депортированы туда Сталиным из пограничных с Турцией советских республик. Затем, после столкновений в конце 80−х годов на национальной почве в Киргизии и Узбекистане, большинство среднеазиатских курдов сосредоточилось в Казахстане, где количество курдского населения в период с 1990 по 1993 г. увеличилась на 30%. Сейчас в Казахстане курды имеют относительную свободу: они могут изучать свой язык, сохраняют свою культуру, чего им не позволено, к примеру, в Турции. Живут они обособленно. Доходит до того, что среди казахстанских курдов распространены браки среди близких родственников. Подобное поведение курдов, их устойчивость к ассимиляции, вызывало неприязнь со стороны местного населения. Кроме того, как уклончиво намекал уже после погромов в Маятасе председатель комитета административной полиции МВД Казахстана Молдияр Оразалиев, погромы курдов произошли и потому, что «некоторые местные жители занимались мелкими кражами, торговлей наркотиками», тут же добавляя при этом, что «никакой межэтнической неприязни нет». Однако казахи утверждают, что курды в селах ведут себя очень нагло.
Параллельно с этим конфликт имеет и экономические причины. «Уровень жизни сельских казахов намного ниже уровня жизни представителей других этнических групп. Более удачливыми стали представители нетитульной нации. При этом не исключается, что многие казахи тоже разбогатели, но достаток и богатство представителей нетитульной нации всегда и везде бросается в глаза… А официальная доктрина одновременно провозглашает, что Казахстан – земля казахов и родина для всех народов, проживающих здесь. Это раздвоение официальной пропаганды ставит перед простыми людьми много вопросов. Например, почему «гости» живут лучше и владеют большим имуществом, чем сами хозяева?» – сказал казахским журналистам аналитик казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива» ильяс Карсаков. Свою роль тут играет и то, что курды, в отличие от казахов, живут тесными общинами и всегда поддерживают соплеменников.
Центральные власти отреагировали лишь через несколько дней. Все курдские поселки района взяты под охрану. Для обеспечения охраны Маятаса казахстанские органы правопорядка направили более 500 человек личного состава прокуратуры, полиции и Комитета национальной безопасности. В Маятасе круглосуточно происходит досмотр машин и проверка документов. Но охранять там уже почти некого. После трехдневных поджогов и погромов 90% населения казахстанского поселка Маятас было вынуждено покинуть свои дома. Многие уехали в районный центр Чимкент и боятся возвращаться в поселок. «Мне сын рассказывает, что сейчас в школах дети разных национальностей объединяются и бьют курдских детей. Я своих детей не то что в школу боюсь отпускать, их страшно дома оставлять. Мне пришлось их перевезти в Шымкент», – говорит казахстанской газете «Мегаполис» жительница села Маятас. По словам курдов, в поселке остались только те, кто по ряду причин не смог уехать.
Казахстанские чиновники и силовики не склонны драматизировать последствия столкновений. «Человек, который надругался над ребенком, мог оказаться и русским, и узбеком, и своим же казахом, – заявил руководитель
Впрочем, отдельные сообщения властей, а также масштабы усилий властей по предотвращению расползания конфликта косвенно подтверждают, что дело гораздо серьезнее, чем его пытаются представить чиновники в Астане. Объясняя причины бездействия полицейских во время курдских погромов, начальник департамента внутренних дел
Власти уже задержали трех подозреваемых в поджогах курдских домов и заявляют о том, что ситуация в регионе стабилизировалась. Однако пострадавшие им не верят. Несмотря на то что начальник Толебийского РОВД полковник Жаксылык Намазбаев и его заместитель освобождены от занимаемых должностей, курды требуют наказать всех виновных. Надир Надиров утверждает, что это был бытовой конфликт, а в погромы он вылился именно