«Социальный демпинг» – приток дешевой рабочей силы из стран Центральной и Восточной Европы – становится все более серьезной проблемой для западно-европейских стран, чьи профсоюзы бьют тревогу, протестуют и обращаются в национальные и общеевропейские суды. Однако пока они проигрывают, сталкиваясь с жесткой установкой ЕС на строительство единого рынка.
На прошлой неделе Европейский суд (European Court of Justice) вынес вердикт по делу финской компании «Викинг». Эта компания еще несколько лет назад решили зарегистрировать один из своих паромов – «Роселла» – в Эстонии и поменять преимущественно финскую команду на эстонскую. Однако тут вмешался Финский союз моряков, не позволивший новой команде заключить договор с нанимателем. «Викинг» подал иск в Лондонский высший суд, обвиняя профсоюзы (финский профсоюз поддержала Международная транспортная федерация) в том, что своими действиями они нарушают законодательство ЕС. Последнее гарантирует свободу предпринимательства: компании могут регистрироваться и свободно функционировать на всем пространстве ЕС. Уже Лондонский апелляционный суд переправил иск в Европейский суд, после того, как профсоюзы проиграли дело в предыдущей инстанции.
Решение Европейского суда оказалось двойственным. С одной стороны, суд заключил, что действия профсоюзов ограничивали право «Викинга» на свободное предпринимательство. Однако подтвердил при этом право профсоюза на вмешательство, в случае если рабочие места или условия работы были поставлены под угрозу. При этом суд оставил на усмотрение национального суда определить, была ли в действительности такая угроза. Руководствуясь постановлением Европейского суда, конкретное решение в этом деле должен теперь принять Лондонский апелляционный суд. Представители профсоюзов заявили, что обрадованы подтверждением их права на протест. Компания «Викинг» объявила, что «чрезвычайно удовлетворена» решением суда, истолковав его, как свою победу.
Если в случае с «делом «Викинга», профсоюзы могут быть хоть частично удовлетворены, то этого нельзя сказать о другом знаковом деле. В среду стало известно о решении в отношении «Лаваля». «Лаваль» – строительная компания из Латвии, получившая подряд на ремонт школы в стокгольмском пригороде Ваксхольм и при этом привлекшая своих рабочих. Шведский профсоюз строительных рабочий потребовал, чтобы рабочие «Лаваля» заключили с компанией коллективный договор на традиционных для шведских строительных фирм условиях, лишив при этом компанию возможности продолжать работы. «Лаваль» же настаивала на своем праве заключить договор в соответствии с латвийскими стандартами: зарплаты латвийских рабочих составляют треть от зарплат шведских при отсутствии полноценной страховкой. Латвийская компания в итоге покинула Швецию, а затем и вообще разорилась. Шведский суд по трудовым спорам, приняв сторону шведских профсоюзов, направил дело для окончательного решения в Европейский суд.
Суд постановил, что действия шведского профсоюза по блокированию работ на стройплощадках «Лаваля» – незаконны. По мнению судей, они нарушают правила ЕС, которые гарантируют свободу предоставления услуг на территории всех стран Евросоюза. Суд заключил, что шведские профсоюзы имели право протестовать ради защиты рабочих, а не для того, чтобы был заключен новый коллективный договор. Европейский суд также сослался на запутанность шведских правил, касающихся размера минимальной заработной платы. Судьи настаивают, что если заставить уважать их, то это затруднит проникновение на шведский рынок. Представители профсоюзов, конечно, выразили свое разочарование таким решением. Европейские работодатели, наоборот, его поддержали.
Эти два дела – не единичные случаи. Есть, например, по крайней мере, еще один громкий скандал по поводу «социального демпинга», в который были вовлечены мигранты из прибалтийских государств и Польши. Он также касается моряков на паромах. Однако в этот раз паром принадлежит одной их ирландских фирм. Она объявила о своем решении сократить 600 ирландских сотрудников, чтобы на их место нанять восточно-европейцев. Это дело не оставило равнодушным даже премьер-министра Ирландии.
Многие в Европе считают, что ЕС, взяв курс на создание единого рынка, приносит в жертву социальные достижения последних десятилетий и фундаментальные права наемных рабочих. Вице-президент Шведской федерации профсоюзов Ванья Лундбы-Ведин не без основания заявила, что решения Европейского суда могут подорвать основополагающие социальные права: право на коллективное действие, свободу ассоциаций, право вести переговоры и заключать коллективные договоры. Комментируя постановления Европейского суда, датский депутат Европарламента Пол Ныруп Расмуссен заявляет, что «Европа более заинтересована в конкуренции между рабочими, чем в поднятии стандартов для всех семей».
Зато довольны работодатели. Также евродепутат, пресс-секретарь по вопросам занятости объединения «Консерваторы Объединенного Королевства» заявил, что «отрадно видеть, что Европейский суд защищает ключевой принцип единого рынка: профсоюзы должны прекратить свои попытки блокировать прогресс в этой области и осознать, благодаря этому решению, что нужно двигаться в ногу со временем».
Очевидно, что в своем стремлении не отстать от «прогресса» и развивать общий европейский рынок, стараясь при этом повысить конкурентоспособность свой экономики, представители ЕС не особенно заботятся о сохранении системы социального государства. Они готовы пойти на ее частичный демонтаж. Решения суда создают прецеденты, которые могут означать уменьшение уровня социальной защищенности жителей стран «старой Европы».
При этом еврочиновники мало размышляют о социальных последствиях такой политики, которые могут быть очень неприятными. Во-первых, может вырасти безработица в странах «старой Европы». Во-вторых, продолжится бегство из центрально- и восточно-европейских стран на Запад. Последствия этого для стран «новой Европы» могут быть катастрофическими, однако мало кто придает сейчас этому большое внимание. А ведь в некоторых из них депопуляция начинает принимать чудовищные размеры. По некоторым данным из Латвии – страны с населением чуть более двух миллионов человек – уже уехало порядка 110 тыс. человек, из 3,5-миллионной Литвы – сотни тысяч.
Евробюрократы также не задумываются о том, что ускоренное строительство единого рынка, несмотря на высокие социальные издержки, не способствует преодолению диспропорций, существующих между традиционными и новыми странами ЕС. По сути, граждане этих стран, работающие на Западе, законодательно превращаются в людей второго сорта, с которыми соответствующим образом обращаются, экономя на их зарплате и социальных правах. Форсированное создание общеевропейского рынка только усилит эти диспропорции, превратив прошедшие расширения ЕС в бомбу с замедленным действием.
Угрозы, которые несет с собой современная стратегия евробюрократии, ярко определил Брайан Денни, пресс-аташе организации «Деятели профсоюзов против Европейской конституции». По его мнению, «общий европейский рынок – это механизм, который устраняет контроль национальных государств за движением людей и капиталов в интересах прибылей корпораций. Он уродует все формы демократии, включая права на справедливые заработки, условия работы, социальную защиту и коллективные договоры профсоюзов. Эта политика неизбежно подпитывает яд расизма и фашизма, последнее убежище корпоративного чудовища во времена кризиса». Образно и точно.