Предлагаем вниманию читателей статью «Дело «экстремистов» разваливается…», опубликованную в нерюнгринской газете «Просто Нюрка» 31 марта. Несмотря на то, что статья написано эмоционально, и комментарии взяты лишь у одной стороны, мы решили опубликовать ее без купюр. Просто будьте в курсе:

"Ранее редакция сообщала о ходе событий вокруг экстремистского уголовного дела генерального директора ОАО «Востоксибсантехмонтаж» Сергея Юркова. «ПН» писала, что Юрков считает, что следствие совершило подлог доказательств. Сегодня мы рассказываем подробности.


Понятие «экстремизм» ворвалось в нерюнгринское пространство прошлой осенью

Все началось в августе с поджога гостиницы ПНИЛЗ, в которой размещались китайские строители ВСТО. А вскоре в городе появились листовки от Русской Общины ДПНИ - «Долой китайских гастарбайтеров. Даешь работу русским инженерам и рабочим!». Организаторы призывали нерюнгринцев сообщать им о местах незаконного проживания китайских строителей трубопровода ВСТО, и в своих прокламациях сообщили координаты, как с ними связаться. Вот собственно и все. Призывов к насилию или совершению незаконных действий в листовках не было. Однако руководство Нерюнгринского района (тогда в лице г-на Старцева) увидело в этих листовках угрозу подрыва основам государственного устройства РФ и агитацию возбуждающую национальную ненависть и вражду. При расследовании, поджог гостиницы связали с появлением листовки, и в число подозреваемых вошли члены Русской Общины ДПНИ. На беду, спустя несколько дней, произошел еще один поджог гостиницы в Серебряном Бору, где также проживали китайцы.

А 12 сентября к нам примчался и сам президент республики Вячеслав Штыров для выяснения обстановки и решения «китайской проблемы». На совещании при президенте от выступающих с высокой трибуны четко звучало: «может этот вопрос не стоит таких масштабов, но экстремизм душить надо в зародыше…», «экстремисты либо будут сидеть в тюрьме, либо уедут за пределы города»…

Следственный комитет при нерюнгринской прокуратуре сразу обозначил президенту виновных – членов Русской Общины. И после отъезда главы республики следствие начинает активно проводить действия по привлечению виновных к ответственности. Читатель, наверное, помнит, что в экстремисты записали тогда и редактора «ПН» Ларису Шароварину за выпуск статьи от «Трубы повалил экстремизм», которая была проиллюстрирована фотокопией табуированной листовки. Вскоре было возбуждено уголовное дело в отношении двух нерюнгринский парней – 23-летнего Дмитрия Манвайлера и 21-летнего Александра Пономарева, которые распространяли листовки. В процесс включились и сотрудники ФСБ. В разработку был взят так называемый главарь местных экстремистов – гендиректор ОАО «Востоксантехмонтаж» Сергей Юрков.

Юрков в действительности оказался председателем Русской Общины Якутии и координатором ДПНИ (Движение против нелегальной миграции) по РС(Я). Свою причастность к разработке текста листовки Юрков и не отрицал. Более того, в тексте листовки был указан и его номер телефона для связи. Юрков искренне полагал, что, высказывая протест властям о привлечении на строительство ВСТО китайских граждан, совершает благое дело – борется за рабочие места для местных нерюнгринских кадров. Правоохранители же оценили его действия по-другому. Телефоны Юркова были взяты на прослушку.

Но никакие следственно-розыскные мероприятия не обнаружили связи Русской Общины с поджигателями. Дела о поджоге так и остаются не раскрытыми.
Однако, уголовное дело против ребят – Манвайлера и Пономарева возбудили легко и сразу – в октябре 2007-го. А в отношении Юркова процесс затянулся до 13 декабря 2007-го. Всех троих обвиняют по «чисто русской» 282-й статье УК РФ, наказание - лишение свободы на срок до пяти лет. Суд над фигурантами-экстремистами по «антикитайской листовке» еще не состоялся. Его с января нынешнего года все время откладывают.

Однако Сергей Юрков с 26 декабря 2007-го - почти два месяца провел в стенах Нерюнгринского изолятора, где содержатся подозреваемые и обвиняемые в различного рода преступлениях. Собранное против него уголовное дело в три тома насчитывает около тысячи листов. Юрков вышел на свободу в феврале по решению Верховного суда республики. За время сидения в камере ИВС он подал около 50 жалоб на действия следственных органов.

А Манвайлер и Пономарев уже находятся в местах лишения свободы с 3 декабря 2007-го. Они осуждены Нерюнгринским судом сроком на один год с отбыванием наказания в колонии–поселении за распространение других листовок – против строительства мусульманской мечети в Нерюнгри.

Судом установлено, что Манвайлер и Пономарев 21 июля 2007 года в городе Нерюнгри расклеили листовки националистического характера на входных дверях торгового павильона по ул. Дружбы Народов. Листовки выражали отрицательные и негативные установки: «Русский решай!» и т.п. Согласно заключению лингвистической экспертизы, которая была принята судом в качестве доказательства, в листовках имеются словесные унизительные характеристики и негативные установки в отношении этнической и религиозной группы. Суд установил, что данными действиями нанесен ущерб основам государственного устройства Российской Федерации, а так же нарушена ст. 29 Конституции РФ, запрещающая пропаганду и агитацию возбуждающую национальную и религиозную ненависть и вражду. 11 марта 2008 года определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда PC (Я) приговор Нерюнгринского городского суда вступил в законную силу.
Но не будем, говорить гоп…


Экспертиза оказалась ничтожной

Главным доказательством в уголовных делах как Юркова, так и двух других нерюнгринцев, стала лингвистическая экспертиза листовок, производство которой было поручено прокуратурой… Как ни странно, но сегодня сложно сказать, кому экспертиза была поручена!

Если следовать двум постановлениям о назначении лингвистической судебной экспертизы, которые выдал Южно-Якутский Следственный Комитет, то производство экспертиз было поручено ООО «Якутская республиканская ассоциация преподавателей русского языка и литературы» Центр лингвистической экспертизы документов», непосредственно его руководителю Эльвире Хлебниковой было поручено взять подписку с экспертов. Аббревиатура ООО всегда читается однозначно – общество ограниченной ответственности. Так, по логике и должно быть, ведь экспертизу должно было выполнить по закону именно это юридической лицо.

Согласно же договору, заключенному прокуратурой РС (Я), и подписанному прокурором республики Анатолием Подласенко, экспертизу должен был проводить просто «Центр лингвистической экспертизы документов», руководителем которого также обозначена Хлебникова.

Однако на печати, которая скрепляет договор, значится Общественная организация «Якутская республиканская ассоциация преподавателей русского языка и литературы», где нет никакого «центра лингвистической экспертизы документов». Только в этих двух документах – постановлениях Следственного Комитета и договоре, мы видим называния трех(!?) разных организаций, проводивших экспертизу.

Дальше - еще смешнее! Экспертизу по «антикитайской листовке» проводила сама руководитель Эльвира Хлебникова. Не было создано никакой экспертной комиссии. И предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 уголовного кодекса Хлебникова вынесла себе сама. И права и обязанности эксперта тоже сама себе разъяснила… О, как!

Сама «экспертиза», как оказалось, содержит еще одно название экспертной организации – Центра лингвистической экспертизы документов ФЛФ ЯГУ. Очевидно, подразумевается филологический факультет Якутского госуниверситета?

На эти несоответствия и расхождения в названиях обратил внимание обвиняемый Юрков, и направил ходатайство следователю Кузьмину и жалобу прокурору республики Анатолию Подласенко. Суть жалобы сводится к тому, что судебно-лингвистическая экспертиза, послужившая основанием для возбуждения уголовного дела, выполнена незаконно.

В ответ на это появляется еще одно постановление следователя Южно-Якутского межрайонного Следственного Комитета Кузьмина М.Н., в котором он объясняет расхождениях в названиях экспертной организации технической ошибкой. Зато появляется еще одно название! В постановлении следователь пишет: «наименование организации, которой поручено проведение экспертизы, следует считать ОО «ЯРАПРЯЛ».

Итого появляется аж ПЯТЬ разных наименований экспертного учреждения в рамках одной экспертизы! Оказалось, что никакого ООО и в помине нет, а ОО (наверное, следует считать это общественной организацией), все равно по закону право проводить экспертизу не имело, так как не имеет в всем штате экспертов.

Есть и другие «мелочи», указывающие на то, что экспертизу невозможно использовать, как доказательство в рамках уголовного дела. Кроме того, обвиняемого Юркова следственные органы отказались ознакомить с квалификацией эксперта, чем грубо нарушили его права. Однако, как следует из документов уголовного дела, Эльвира Хлебникова является кандидатом педагогических наук.


Донос – прослушка - каземат…

Есть и еще один очень существенный момент. Эксперт должен быть лицом незаинтересованным и независимым в деле. А вот Эльвиру Хлебникову таковой считать никак нельзя. Дело в том, что на основании ЕЕ заявления от 19 октября 2007-го года в отношении Юркова проводились следственные действия ФСБ РС(Я) – оперативно-розыскные мероприятия под названием «НВД» и «НАЗ». В результате 12 ноября 2007-го был составлен рапорт об обнаружении признаков преступления. Старший следователь Щелканина О.В. в частности указывает: «докладываю… в ходе проверки по заявлению Хлебниковой Э.В. …в ходе разговора с Хлебниковой Э.В. гр. Юрков С.В. произнес фразу о том, что он является автором листовки, содержащей сведения, возбуждающие разжигание межнациональной розни между представителями русской и китайской национальности, в действиях Юркова С.В. усматриваются признаки состава преступления…».
Ну, прямо как в 37-м году. Донос – прослушка – каземат…

И следственные органы не погнушались поручить экспертизу тому же лицу, что собственно и заявило о «преступном деле». Экспертизу листовки в рамках уголовного дела Юркова, Эльвира Хлебникова проводила в январе 2008 года, а заявила на него в ФСБ двумя месяцами раньше…


«Китайского» суда не будет?

Сергей Юрков не только подал жалобу прокурору республики Анатолию Подласенко, где указал на незаконность судебно-лингвистической экспертизы, послужившей основанием для возбуждения уголовного дела, но и обратился с иском в суд.

Юрков сегодня требует от суда применить последствия ничтожной сделки к договору о проведении экспертизы и признать экспертное заключение незаконным. В иске Юрков указывает все обстоятельства, расписывать которые «ПН» не считает нужным. Важнее то, что если суд признает экспертизу незаконной, разваливается все дело «экстремиста» Юркова. И не только его…

По вновь открывшимся обстоятельствам обязаны будут пересмотреть и приговор в отношении двух нерюнгринцев - Манвайлера и Пономарева, которые на основании заключения якобы «Центра лингвистических экспертиз документов», отбывают наказание в местах лишения свободы вот уже четыре месяца.

…Суд над Юрковым сегодня отложен на неопределенный срок. Прежде будет вынесено решение по иску самого Юркова в отношении экспертизы. Вероятно, по этой же причине отложили и суд над Манвайлеров и Пономаревым по «антикитайским лисовкам», назначенный на 31 марта с.г.
Но суда, может, никакого уже и не быть, так считает сам Сергей Юрков. В разговоре с корреспондентом «ПН» он отметил, что прокуратура республики, разобравшись с «техническими ошибками» его дела, приняла сторону обвиняемого Юркова.

«Следствие, на мой взгляд, осуществляет подлог доказательств. Ссылки на «техническую ошибку» незаконны. Налицо попытка подмены экспертных организаций, - говорит Юрков. – Единственно правовым путем для следствия была бы отмена постановления о назначении экспертизы, издание нового с направлением материалов на экспертизу в «правильное» экспертное учреждение. Я говорил об этом следователю, но как об стенку горох… В Следственном Комитете в Нерюнгри вовсю используют внеправовые методы работы. Если это не остановить сегодня, то в последствии такая практика просто закрепится».

Юрков считает, что к наказанию нужно привлечь эксперта Хлебникову Э.В. Обвиняемый рассматривает в ее действиях признаки состава преступлений, предусмотренных ст. 159 и 171 УК РФ и обращает на это внимание прокурора республики.

Сколько еще будет в Нерюнгри звучать это экстремистское дело? Ведь его отголоски раздаются сегодня по сайтам глобальной сети и разносятся по всему свету. Только от такой «славы» хорошего не жди…"

Лариса Кошкина, газета «Просто Нюрка»