Первомайская демонстрация в Мирном была ознаменована солнечным днем, весенней капелью, многоцветием воздушных шаров, праздничным фейерверком.
По улице Ленина прошли колонны общеобразовательных заведений, трудовых коллективов. Редкие транспаранты носили социальный характер: «Правительство, не кидай стариков!», «Работникам алмазодобывающей промышленности – достойную зарплату!». В обращении к мирнинцам лидер «Профалмаза», народный депутат республики Павел Третьяков напомнил, что именно по инициативе этой профсоюзной организации с 1996 года была возобновлена традиция празднования Первомая шествием. Председатель pайонного собрания Аркадий Харитонов посетовал, что этот праздник утерял свое первоначальное значение как день солидарности и борьбы трудящихся за свои права.
Тем временем, рабочие алмазодобывающей промышленности по-прежнему не довольны уровнем своей зарплаты, исполнением коллективного договора АК «АЛРОСА», невыплатой сверхурочных. Обещанное во время проведения хозактива АК «АЛРОСА» плановое повышение заработной платы на 12% не покроет растущую инфляцию и повышение цен на продукты и товары первой необходимости. Но рабочим – алмазодобытчикам - становится все сложнее отстаивать свои законные права и требования: в АК «АЛРОСА» появилось распоряжение о запрете митингов и забастовок.
На днях в прокуратуру Мирнинского района были вызваны рабочие Мирнинского управления автодорог (МУАД) и адвокат Инга Рейтенбах для объяснения по предъявленным им обвинениям в социальном экстремизме. Начальник МУАДа Кирсанов А.Н. и директор Нюрбинского ГОКа Алябьев С.Г. обратились в прокуратуру с похожими по содержанию заявлениями с просьбой привлечь ряд лиц к уголовной ответственности в установленном законодательством РФ порядке согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности».
Предыстория причин данных заявлений следующая. 11 февраля 2008 года в адрес администрации МУАДа - подразделения АК «АЛРОСА» (ЗАО) - поступили в порядке ст.399 Трудового кодекса РФ заявления 68 водителей структурного подразделения автоколонны №2 по поводу нарушений их законных прав и интересов. По инициативе администрации МУАДа было проведено служебное расследование. Руководство МУАДа дало разъяснения рабочим, одному водителю было направлено официальное письмо о результатах рассмотрения требований и издан соответствующий приказ. Но руководство АК «АЛРОСА» посчитало, что своими действиями четыре работника МУАДа, «вводя в заблуждение своих коллег по работе, а местами и с помощью подлога документов, в личных интересах пытаются внести дестабилизацию в работу МУАД АК «АЛРОСА» (ЗАО)». В данное время рабочие отстаивают свои требования, с этой целью они обратились в суд, их интересы защищает московский адвокат.
Похожая ситуация сложилась и в Нюрбинском ГОКе, чьи работники обратились за помощью в защите своих интересов к известному адвокату Инге Рейтенбах. 17 марта 2008 года в адрес руководства НГОКа поступили требования с подписями 218 рабочих, в которых помимо повышения заработной платы, оплаты сверхурочных работ, проведения аттестации рабочих мест говорилось о необходимости опубликования в СМИ обоснования высоких доходов руководителей АК «АЛРОСА». Все эти требования, по мнению директора Алябьева С.Г., «несут в себе все признаки экстремистской деятельности, а именно - возбуждение социальной розни, воспрепятствование законной деятельности АК «АЛРОСА». Основной целью недобросовестной деятельности адвоката Рейтенбах И.В. является получение дохода…». В своей объяснительной Инга Рейтенбах, заранее предупредив Алябьева С.Г. об ответственности за заведомо ложный донос, пояснила: «Согласно части 1 статьи 18 ФЗ РФ № 63-ФЗ вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Настоящим заявлением директор НГОКа пытается воспрепятствовать мне осуществлять защиту прав рабочих, что недопустимо».
Очевидно, следуя логике руководителей алмазной компании, предъявление работодателям обоснованных претензий, участие в трудовых спорах и защита интересов рабочих должно караться законом. После проведения личной «разъяснительной» беседы некоторые рабочие вынуждены были отказаться от своих подписей под требованиями, опасаясь потерять работу либо быть привлеченными к ответственности за социальный экстремизм. Пока «Профалмаз» безмолвствует, каждый недовольный рабочий становится «врагом», а каждый «враг» – «заговорщиком».
ИА SakhaNews