Пенсионный фонд России подсчитал, сколько средств пошло на выплаты «материнского капитала» в разные регионы России. Брались цифры вообще всех выплат начиная с 2007 года, то есть момента появления «материнского капитала». Выяснилось, что больше всего денег уходит в Чечню (32 млрд. 136 млн. рублей). На втором месте — Татарстан (29 млрд. 429 млн.). На почетном третьем - Дагестан (27 млрд. 282 млн.). А вот в Центральном федеральном округе рожают не очень-то активно. Даже самый густонаселенный и экономически развитый Московский регион (столица и Подмосковье вместе взятые) получили всего 15 млрд. 276 млн. рублей — то есть почти вдвое меньше, чем Чечня. В Смоленской же, Рязанской, Ивановской, Курской — да что там, в большинстве областей Центральной России - выплаты «материнского капитала» едва дотягивают 3 млрд. рублей, то есть всего 10% от показателя Чечни. Примерно такая же картина на Дальнем Востоке: там весь федеральный округ получил 20 млрд.

 

Напомним, единовременное пособие выплачивается после рождения второго ребенка (или третьего и последующих, если не было выплачено за второго). Размер «материнского капитала» сейчас составляет 408 тысяч 960 рублей 50 копеек.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Кое-где и первый ребенок - на вес золота

Андрей РЯБЦЕВ

Похоже, что мера, призванная подстегнуть рождаемость по всей стране, в основном стимулирует регионы, где и раньше роддома не пустовали. А это — какой «сюрприз»! - национальные республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкирия... Нет, конечно же, дети (любой национальности) — это счастье для родителей и благо для страны. И идея с «материнским капиталом» прекрасна изначально — кто же будет спорить, что молодым семьям нужно помогать. Есть только одно «но». Присмотритесь к цифрам: даже Москва с ее более-менее обустроенной инфраструктурой и неплохими зарплатами рожает крайне неохотно. В столицу едут в основном зарабатывать, а не строить многодетную семью. Максимум, на что способен сегодня московский офисный планктон — одно чадо, и то запоздалое. О втором многие вообще не задумываются, и даже перспектива получить «материнский капитал» не прельщает. То же самое - в депрессивной центральной России и на Дальнем Востоке. Выходит, не все измеряется деньгами. Тут уж не до жиру. Здесь надо стимулировать рождение хотя бы первого ребенка. Но за него «материнский капитал» не положен. А такая единовременная помощь была бы неплохой поддержкой сомневающимся и пока бездетным семьям, особенно в небогатых регионах.

Когда госбюджет, наоборот, урезают, никто вводить пособия на первого ребенка, естественно, не будет. Но может быть, стоит подумать хотя бы о том, чтобы ввести какой-то коэффициент? Там, где традиционно много детей в семьях, платить чуть меньше, а сэкономленное перенаправить в другие регионы, с невысокой рождаемостью? Или дать возможность регионам самим определять, за кого платить — за первого ребенка или второго и последующих? В конце концов, чем второй дороже первого? Сегодня кое-где и первый — на вес золота.