Новые эксперты-психиатры Агнар Аспосс и Тарье Торрисен, назначенные судом две недели назад считают, что Андерса Беринга Брейвика необходимо поместить под наблюдение в психиатрическую клинику, чтобы с большей уверенностью установить его вменяемость.

Напомним, что ранее, Брейвик через своих адвокатов дал понять, что он против новой экспертизы, и не намерен сотрудничать новыми экспертами, поскольку он не верит, что они снова не исказят смысл его слов. Он также считает, что для того чтобы оценить его действия недостаточно быть психиатром. По мнению Брейвика, необходимы глубокие знания политологии и истории и понимание принципа политически мотивированных убийств.

Аспаас и Торриссен отметили в ходатайстве, поданном в окружной суд Осло, что наблюдение за обвиняемым в условиях клиники необходимо для обеспечения максимально широкой оценки его поведения и функционирования во времени и в контакте с другими людьми.

При этом психиатры отметили, что это необходимо в любом случае, готов ли обвиняемый с ними сотрудничать или нет.

"Час непрерывного наблюдения в течение долгого времени, выполняемого квалифицированным медицинским специалистом, даст совершенно другую и гораздо более широкую основу для судебно-психиатрического наблюдения, чем наблюдение, основанное исключительно на беседах с экспертами. Если обвиняемый решит сотрудничать с экспертами, то возникнет необходимость в дополнительной информации, которая может быть получена только путем наблюдения в клинике", говорится в ходатайстве Аспааса и Торриссена.

Оба эксперта предлагают психиатрическую больницу в Дикемарке как лучшее место для этой цели. Они также уверены, что тюрьма "Ила", где сейчас содержится Брейвик недостаточно для этого подходит. По их мнению, средняя продолжительность периода наблюдения составит от трех до четырех недель.

В конце ноября эксперты судебной психиатрии Тургайр Хусби и Сюнне Сорхайм завершили свое наблюдение за Брейвиком и пришли к выводу, что он страдает параноидальной шизофренией и не может нести уголовную ответственность. Часть конфиденциального доклада просочилась в средства массовой информации.

Выводы Хусби и Сорхайм бурно обсуждались норвежскими СМИ, политиками и родственниками жертв терактов 22 июля. Многие отказались поверить в неадекватность Брейвика и то, что он избежит наказания, ограничившись принудительным лечением, и возможно скоро выйдет на свободу. Если бы Брейвик был признан вменяемым, ему бы грозил тюремный срок до 21 года с возможностью его продления, если он все еще будет признан опасным для общества.

Сам Беринг Брейвик назвал 80% доклада психиатров ложью, вырванной из контекста.

Обвиняемый и его адвокаты возражают против назначения новой комиссии, поскольку решение об этом было принято с нарушением процессуальных процедур.

"Теперь совершенно ясно, что назначение двух экспертов должно было быть обжаловано нами, и мы подали апелляцию приостанавливающего действия", - сказала адвокат Вибеке Хайн Бара изданию Dagbladet.

Брейвик его команда защитников считают, что при вынесении решения о назначении новых экспертов были совершены процедурные ошибки, и что суд принял во внимание конфиденциальные материалы, просочившиеся в прессу, что он не имел права делать.

"Мы считаем, что суд согласится с нами. Если нет, то мы, при необходимости, доведем это до Верховного суда. Тогда вам придется ждать какого-либо решения Верховного суда", - сказала Бара.

Ответ Апелляционного суда на ходатайство адвокатов Брейвика ожидается в начале следующей недели.

Прокуратура, также возражавшая против назначения новой комиссии, не хочет комментировать этот вопрос.

Проблема с новой экспертизой состоит еще и в том, что неважно - сколько комиссий придет к выводу о его вменяемости. С точки зрения суда, достаточно одного вывода экспертов, даже из десяти, о том, что он невменяем. При этом уже нельзя будет однозначно говорить о его способности нести уголовную ответственность, поскольку однозначного вывода по этому вопросу нет.

В тоже время, выводы таких комиссий носят рекомендательный характер, и окончательное решение примет суд по своему усмотрению. Хотя в норвежской судебной практике в большинстве случаев суд принимает точку зрения экспертов.