С нового года вступил в действие облегченный режим въезда, получения права на работу и обретения гражданства для жителей постсоветского пространства. Означает ли это, что в России прекратится поток нелегальной миграции? Депутат Госдумы Дмитрий Рогозин считает изменения в законе всего лишь косметической уступкой оппозиции.
– И по частностям, и в общем видении ситуации проявлен какой-то недоработанный подход, – говорит он. – Например, тезис о подъемных и заранее определенных регионах для переселенцев. Правильнее было бы обеспечить всех приезжающих соотечественников гражданскими и социальными правами и сказать им: если вы способны оплатить переезд, расселяйтесь, где хотите. Тем же, у кого совсем нет средств, мы поможем. Но тогда мы берем на себя все гарантии по вашему трудоустройству. Разве трудно было это сформулировать? Кроме того, я считаю, нам нужны не вообще мигранты, а только желаемые. То есть штучные специалисты, а также молодые, энергичные, высокообразованные люди, готовые к ассимиляции, или соотечественники, перед которыми у нас моральный долг.
– Но главным оправданием изменений все же, думаю, была попытка навести порядок на рынках и на стройках.
– Мигрантов и сейчас МВД посчитать не может, и с принятием этого закона ничего не изменится. Мы же понимаем, почему на стройках нет русских. И дело тут не в дешевой рабсиле. Начинать наводить порядок тут надо не с частного работодателя. Едва ли что-то получится без комплекса серьезных мер, в частности без закрытия границы с Казахстаном. И подход здесь должен быть такой: признать существование в стране определенной мафии, укорененной во власти. Это не ксенофобский подход, в чем меня часто обвиняют, в том числе и ваша газета. Разве не понятно, что не появилось бы у нас столько нелегальных иммигрантов, этнической преступности, героиновой мафии, захватов целых секторов экономики, если бы это кому-то не было выгодно?
– А что это за соглашения о реадмиссии, которые Россия подписала с Европой и перед новым годом с Украиной?
– Это жуткая вещь. Это значит, что всех нелегальных мигрантов, которых вылавливают эти страны и которые попали туда транзитом с территории России, нам придется отправлять домой за свой счет. Например, глава МВД Украины рассказывал мне: в прикарпатских областях они в каждой хате выявляют по 20 вьетнамцев, которые ждут переправки в Европу. Я столкнулся с этой проблемой 4 года назад, когда вел переговоры о транзите через Литву в Калининград. Уже тогда ЕС пытался навязать такое соглашение. Я чудом отделался только договором с Литвой, которая отлавливает по 20 нелегалов в год. А теперь мы при совершенно открытой казахстанской границе (а это и откровенный героиновый транзит, и террористический, и окно для нелегальных мигрантов) подписываем такие кабальные соглашения!
– Почему бы не заставить и страны бывшего Союза подписать с нами договоры о реадмиссии?
– Я предлагаю ввести визовый режим в отношении миграционно опасных стран и сохранить безвизовый режим с теми, кто согласится подписать соглашение о реадмиссии. На эту тему я разговаривал с очень высокими чинами в администрации президента. Они разводят руками: не в наших силах. Представляете, какое мощнейшее лобби у тех, кто поддерживает нелегальную миграцию?